Программа создания глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) оказалась затратной и неэффективной, а треть задач по ее построению не выполнена, доложила Счетная палата России
Moscow-Live.ru
Программа создания глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) оказалась затратной и неэффективной, а треть задач по ее построению не выполнена, доложила Счетная палата России Проверка показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование из федерального бюджета расходов по программе, к 2011 году требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации ее выполнения
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Программа создания глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) оказалась затратной и неэффективной, а треть задач по ее построению не выполнена, доложила Счетная палата России
Moscow-Live.ru
 
 
 
Проверка показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование из федерального бюджета расходов по программе, к 2011 году требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации ее выполнения
Счетная палата Российской Федерации
 
 
 
По первоначальным планам глобальное покрытие должно было быть обеспечено к 2010 году. Сейчас в составе орбитальной группировки 23 аппарата, для полного покрытия необходимо на один больше
ООО "Прест"

Программа создания глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) оказалась затратной и неэффективной, а треть задач по ее построению не выполнена, доложила Счетная палата России.

В минувшую пятницу коллегия Счетной палаты под председательством Сергея Степашина рассмотрела итоги проверки расходов на федеральную целевую программу "Глобальная навигационная система". По первоначальным планам глобальное покрытие должно было быть обеспечено к 2010 году. Сейчас в составе орбитальной группировки 23 аппарата, для полного покрытия необходимо на один больше. Несколько спутников были утрачены еще при запуске в декабре 2010 года.

"Проверка показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование из федерального бюджета расходов по программе, к 2011 году требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации ее выполнения", - говорится в сообщении Счетной палаты.

В частности, программа оснащения воздушного транспорта средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС выполнена лишь на треть, а коммерческому использованию системы ГЛОНАСС уделяется недостаточное внимание.

При этом финансирование ФЦП из государственного бюджета превысило плановые объемы, пришли к выводу аудиторы Михаил Одинцов, Сергей Рябухин, Михаил Бесхмельницын и Сергей Мовчан. Например, в 2002-2010 годах на выполнение программы из федерального бюджета потратили 98,7 млрд рублей, а именно 101,2% предусмотренных программой объемов. Из внебюджетных источников привлекли относительно скромную сумму - 3,3 млрд рублей, или 20,6%.

Фактические расходы превысили запланированные объемы незначительно, однако сами объемы выросли в 5,9 раз: в 2006, 2008 и 2010 годах их повышали. При этом государственный бюджет увеличил расход средств в 9,6 раз, а внебюджетные источники - в два раза.

Существенный рост расходов, отметили аудиторы, был вызван "затратным механизмом формирования цены на космические аппараты и средства их выведения".

За создание системы ГЛОНАСС отвечает Роскосмос, а головное предприятие по ее созданию - "Российские космические системы". Ни в Роскосмосе, ни в "Российских космических системах" в четверг Газете.Ru не комментировали выводы Счетной палаты. В конце минувшей недели глава Роскосмоса Анатолий Перминов был отправлен в отставку. Но уже в четверг Перминова назначили заместителем генерального директора "Российских космических систем".

В пресс-службе Счетной палаты особо подчеркнули, что предпринятая палатой проверка никак не связана с перестановками в космической отрасли. Проверка началась еще в марте и проводилась по поручению президента России и в соответствии с планом работы Счетной палаты на 2011 год, уточнили в пресс-службе. Впрочем, как раз в марте усилились слухи о грядущей отставке Перминова. Выводы по итогам проверки будут направлены президенту, в правительство и Роскосмос, заявляют в палате.

По мнению информированного источника "Газеты.Ru" в космической отрасли, выводы проверки повлияют на формирование новой ФЦП ГЛОНАСС на 2011-2020 годы, которая будет внесена в правительство до конца текущего года. "Возможно, они также послужат толчком к развитию коммерческой составляющей программы, однако первый шаг в этом направлении должно сделать государство", - полагает он, отмечая, что и то, что уже сделано за 10 лет, - достаточный успех.

В рамках планов дальнейшего развития ГЛОНАСС предполагается, в частности, оснастить навигационной системой весь муниципальный и коммерческий общественный транспорт. Число спутников должно быть доведено до 30. Кстати, на оснащение оборудованием ГЛОНАСС общественного транспорта финансирование из федерального бюджета еще не пришло и программа выполняется за счет денег частных акционеров общего предприятия, сообщили РБК источники в топ-менеджменте компаний, которые занимаются выполнением этой задачи.

Эксперты: качество оборудования страдает, но не нынешнее руководство тому виной

"Рост расходов на финансирование программы связан с постоянно растущей себестоимостью работ по производству самих аппаратов", - отметил в разговоре с "Газетой.Ru" директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. "Определенную долю здесь также может иметь и коррупционная составляющая", - добавляет эксперт.

По словам Евсеева, ГЛОНАСС обладает целым рядом недостатков - проблемой надежности средств навигации, их качеством, количеством и стоимостью, хромает и работа с потребителями.

Но источник газеты "Взгляд", знакомый с ситуацией, уверяет, что самый простой способ - обвинить руководство во всех проблемах, тем более когда оно сменилось.

По его словам, "в эту яму отрасль загнал не конкретный товарищ Перминов и даже не Сергей Борисович Иванов (вице-премьер РФ)", проблема носит системный характер.

"У нас плохое состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса, в космической, ракетной и авиационной отраслях, а в такие глобальные проекты, как ГЛОНАСС, вовлечено огромное число предприятий. У нас кадровая проблема: социальная значимость инженерных профессий упала фактически до нуля. И президент наконец об этом заговорил. Где нам взять новых менеджеров? У этих менеджеров уже 20 лет не было реальных задач. ГЛОНАСС или "Булава" - это первые большие задачи", - сказал источник.

По его словам, все эти проблемы возникли не сейчас, а формировались в течение последних 20 лет, когда из отрасли шел отток людей, когда в нее ничего не вкладывалось. "Чего же вы хотите? Неудивительно, что вот так эти задачи и решаем - с издержками, с проблемами. Но другого-то пути нет. Надо все эти системные проблемы решать. Альтернативы нет", - сказал собеседник.

По его словам, проект ГЛОНАСС по масштабу можно сравнить лишь с проектами создания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" и первого с советских времен гражданского лайнера Sukhoi SuperJet-100.

ГЛОНАСС - это один из ключевых проектов отечественной космонавтики в последнее десятилетие, конкурент американской GPS и европейской GLOSPACE. Программой ГЛОНАСС начали заниматься еще в первой половине 80-х годов, но после 1993 года работа над ней прервалась вследствие общего положения дел в стране. Затем правительство решило воплотить прежние замыслы, и в августе 2001 года была принята федеральная целевая программа по ГЛОНАСС.