С 1 января 2005 года часть так называемых "натуральных льгот" для граждан России переводится в денежную форму. Чиновники назвали этот процесс "монетизацией льгот"
Фото NEWSru.ru
С 1 января 2005 года часть так называемых "натуральных льгот" для граждан России переводится в денежную форму. Чиновники назвали этот процесс "монетизацией льгот" Причиной нововведения по официальной версии является то, что до сих пор государство давало гарантии различным слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам, "чернобыльцам", малоимущим, матерям, детям, военным и др.), на самом деле не имея денег на их
ВСЕ ФОТО
 
 
 
С 1 января 2005 года часть так называемых "натуральных льгот" для граждан России переводится в денежную форму. Чиновники назвали этот процесс "монетизацией льгот"
Фото NEWSru.ru
 
 
 
Причиной нововведения по официальной версии является то, что до сих пор государство давало гарантии различным слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам, "чернобыльцам", малоимущим, матерям, детям, военным и др.), на самом деле не имея денег на их
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Хотя в центре внимания акций протеста начала 2005 года оказалась проблема частичной "монетаризации", содержание всей реформы намного масштабнее даже этой огромной проблемы
Архив NEWSru.ru
 
 
 
По формулировке независимого депутата Михаила Задорнова (партия "Яблоко"), происходящее - "законодательная революция, которая затрагивает прежде всего социальную сферу"
RTV International

С 1 января 2005 года часть так называемых "натуральных льгот" для граждан России переводится в денежную форму. Чиновники назвали этот процесс "монетизацией льгот". Причиной нововведения по официальной версии является то, что до сих пор государство давало гарантии различным слоям населения (инвалидам, ветеранам, пенсионерам, "чернобыльцам", малоимущим, матерям, детям, военным и др.), на самом деле не имея денег на их выполнение.

Так, зафиксированные только в федеральных законах социальные обязательства государства в 2004 году составляли примерно 6,2 триллиона рублей - а есть еще и "местные льготы" - при том, что консолидированный бюджет России, то есть сумма бюджетов всех уровней, составляет всего 3,5 триллиона рублей. Такая ситуация, по утверждению официальной пропаганды, вызывала хронические проблемы с оплатой предусмотренных законами льгот и недовольство населения как местными, так федеральными органами власти.

С 1 января все льготники России поделились на федеральных (это инвалиды и участники ВОВ, бывшие узники фашизма, ветераны боевых действий, блокадники, военные, участвовавшие в строительстве оборонительных сооружений и ПВО в 1941-1945 гг., члены семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ, инвалиды, дети-инвалиды, "чернобыльцы") и региональных (почетные доноры, труженики тыла, ветераны труда, жертвы политических репрессий).

Федеральные льготники кроме денег (от 500 до 2000 рублей в зависимости от категории) получили т.н. социальный пакет, за который у каждого их них вычтут из компенсации по 450 рублей в месяц - это бесплатный проезд в пригородных электричках и в санаторий (раз в три года), обеспечение бесплатными лекарствами. Что и в какой форме получат (или не получат) льготники "местные", а также кого считать малоимущим - решать региональным властям.

"Монетизация" основывается на федеральном законе "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятом Государственной Думой в 2004 году В этом объемном 400-страничном пакете содержатся концептуальные изменения 167 федеральных законов. 29 законодательных актов предлагается отменить.

Хотя в центре внимания акций протеста начала 2005 года оказалась проблема частичной "монетаризации", а говоря точнее - уменьшения и отмены льгот миллионам детей, стариков, инвалидов, репрессированных, военнослужащих, милиционеров, северян, чернобыльцев, содержание всей реформы намного масштабнее даже этой огромной проблемы.

По формулировке независимого депутата Михаила Задорнова (партия "Яблоко"), происходящее - "законодательная революция, которая затрагивает прежде всего социальную сферу. Однако это перестройка не только всей системы социального обеспечения, но и государственной политики в предоставлении жилья, образовании, науке, здравоохранении. Льготы занимают в проекте одну десятую, если не одну двадцатую часть. Решения, принятые Думой, затрагивают не только льготников, но, по существу, все население".

Ежемесячный бюллетень неправительственных организаций "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ" (выпускается Центром развития демократии и прав человека, Институтом прав человека, Международным историко-просветительским правозащитным и благотворительным обществом "Мемориал" при поддержке National Endowment for Democracy) приводит краткое описание значимых изменений внесенных в целый ряд законов. Данный перечень отнюдь не является исчерпывающим.

В сфере образования:

- отказ от признания приоритета образования (исключение нормы о выделении не менее 10 % национального дохода с ежеквартальной компенсацией на нужды образования и гарантии уровня заработной платы учителей);

- отказ от государственных гарантий финансирования и материальной поддержки детей раннего детского возраста, доступности образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения;

- исключение положения о повышенных нормативах финансирования коррекционных учреждений;

- исключение положения о возможности ликвидации сельских дошкольных образовательных учреждений и сельских школ только с согласия схода населения населенных пунктов, обслуживавшихся данным учреждением; - исключение выдачи единовременного пособия учителям сельских школ на хозяйственное обзаведение

- сохранение государственной поддержки высшего образования только в отношении вузов федерального подчинения;

- отказ от государственных обязательств по расширению доступа граждан к высшему образованию, недопущению сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

- отмена студенческих льгот на питание и проезд, бесплатного проезда иногородних студентов один раз в год к месту жительства и обратно;

- исключение гарантий оплаты труда профессорско-преподавательского состава в размере не ниже 8 МРОТ;

- исключение правила о создании вузов в заявительном порядке

В сфере здравоохранения:

- исключение государственных гарантий права на охрану здоровья каждому человеку (согласно проекту, таким правом могут обладать только граждане РФ), что противоречит статье 41 Конституции, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- отказ от обязательной доли бюджетных расходов на здравоохранение и гарантий оплаты труда медицинских работников;

- исключение государственных гарантий полноценного питания беременных женщин, кормящих матерей, детей до трех лет (отнесено к усмотрению субъектов РФ);

- исключение государственных обязательств по обустройству детей с недостатками физического или психического развития в учреждения социальной защиты;

- ограничение права на бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности (отнесено к усмотрению субъектов РФ);

- финансирование муниципальной системы здравоохранения исключительно из муниципального бюджета;

- возложение оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах исключительно на бюджеты субъектов РФ;

- возложение оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, исключительно на бюджеты субъектов РФ;

- отмена льгот сельским медикам, льгот медицинским работникам по предоставлению мест их детям в дошкольных учреждениях;

- исключение нормы о недопустимости ограничения прав граждан и гарантий их соблюдения, предусмотренных Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- переложение ответственности за социальную поддержку и социальное обслуживание лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, на субъекты РФ;

- существенное ограничение бесплатного обеспечения медикаментами ВИЧ-инфицированных (вводится вместо бесплатного льготное - в большинстве случаев по усмотрению субъектов РФ);

- отмена права ВИЧ-инфицированных на бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах РФ и бесплатный проезд родителя несовершеннолетнего ВИЧ-инфицированного, сопровождающего ребенка к месту лечения;

- возложение значительной доли расходов на мероприятия по предупреждению ВИЧ на бюджеты субъектов РФ;

- отмена бесплатного освидетельствования на ВИЧ в муниципальных медицинских учреждениях;

- отказ от государственных гарантий доступности лекарственных средств;

- отмена обязательных тарифных соглашений по лекарственным средствам между федеральным органом в сфере здравоохранения, Фондом обязательного медицинского страхования, медицинскими страховыми организациями и медицинскими и фармацевтическими ассоциациями;

- отказ от принципа бесплатности оказания противотуберкулезной помощи;

- отмена бесплатного обеспечения больных туберкулезом медикаментами;

- возложение предоставления жилой площади больным заразными формами туберкулеза на субъекты РФ

В сфере культуры:

- отказ от признания приоритета культуры (исключение из "Основ законодательства РФ о культуре" нормы о выделении не менее 2 % национального дохода на финансирование культуры);

- исключение обязанности учреждений культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы;

- исключение выдачи единовременного пособия работникам сельских организаций культуры на хозяйственное обзаведение.

В части регулирования правоохранительной деятельности (в том числе в уголовно-исполнительной системе) и статуса военнослужащих:

- лишение бесплатного медицинского обслуживания членов семей сотрудников милиции в медицинских учреждениях системы МВД; - лишение сотрудников милиции права бесплатного проезда и компенсации за использование личного транспорта;

- ограничение жилищных прав военнослужащих внутренних войск, а также членов их семей в случае гибели (смерти) военнослужащего;

- отмена предоставления мест в дошкольных учреждениях детям военнослужащих внутренних войск на льготных условиях;

- отмена права на медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД членов семей военнослужащих внутренних войск, пенсионеров внутренней службы, в том числе уволенных по состоянию здоровья;

- лишение военнослужащих внутренних войск права на бесплатный проезд и внеочередное получение билетов;

- отмена жилищных субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство приобретения жилья военнослужащими;

- отмена обязательного выделения жилья военнослужащим органами местного самоуправления, отмена льготных очередей для военнослужащих;

- исключение нормы об обязательном размещении уволенных военнослужащих и членов их семей при невозможности своевременного обеспечения их жильем;

- лишение членов семей офицеров на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях;

- отмена бесплатного предоставления земельных участков военнослужащим, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более;

- отмена бесплатного проезда военнослужащих на общественном транспорте;

- отмена нормы о беспошлинном обращении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в суд по вопросам, связанным с прохождением службы;

- отказ от бесплатной юридической помощи в юридических консультациях и коллегиями адвокатов военнослужащим проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением службы; - отмена обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, на бесплатное получение профессионального образования;

- отмена права на получение беспроцентного кредита инвалидами военной службы на строительство жилого дома и приобретение товаров длительного пользования; - отмена ряда льгот для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, в том числе преимущественного права на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

- исключение нормы о возможности повышения органами государственной власти субъектов РФ размера средств, разрешенных для расходования, осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- исключение контроля за деятельностью УИС со стороны органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- исключение возможности установления дополнительных социальных гарантий сотрудникам УИС (учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы)за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов;

- лишение осужденных права осуществлять предпринимательскую деятельность;

- лишение сотрудников УИС и пенсионеров УИС права бесплатного проезда;

- отмена возможности дополнительного финансирования СИЗО и ИВС за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В иных сферах правового регулирования:

- исключение права на бесплатную медицинскую и лекарственную помощь лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами; - отказ от предоставления жилой площади вынужденным переселенцам за счет бюджета;

- лишение вынужденных переселенцев права на получение долговременной беспроцентной ссуды на строительство жилья

- отмена льгот молодежным и детским общественным объединениям;

- упразднение института государственного социального заказа молодежным и детским общественным объединениям на социально полезные цели;

-возложение финансирования выплат на содержание ребенка опекуну (попечителю) исключительно на бюджеты субъектов РФ;

- преимущественное возложение финансирования социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, на бюджеты субъектов РФ;

- исключение обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ вести учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (АГС) в подведомственных им организациях, организовывать их размещение и бытовой обслуживание;

- исключение возможности финансирования благотворительной деятельности из федерального бюджета и других бюджетов;

- отказ от мер государственной поддержки благотворительной деятельности;

- исключение нормы об обязанности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления решать вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов с учетом мнения этих общин