В Санкт-Петербурге в течение трех недель можно будет увидеть картины известного московского живописца, члена-корреспондента РАХ Нателлы Тоидзе.
Архив NEWSru.ru
В Санкт-Петербурге в течение трех недель можно будет увидеть картины известного московского живописца, члена-корреспондента РАХ Нателлы Тоидзе. Нынешняя выставка включает как ранние работы Тоидзе, так и недавно созданные картины
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Санкт-Петербурге в течение трех недель можно будет увидеть картины известного московского живописца, члена-корреспондента РАХ Нателлы Тоидзе.
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Нынешняя выставка включает как ранние работы Тоидзе, так и недавно созданные картины
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Характерная черта творчества Тоидзе - непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Творческий метод художницы - работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты
Архив NEWSru.ru

В Санкт-Петербурге в течение трех недель можно будет увидеть картины известного московского живописца, члена-корреспондента РАХ Нателлы Тоидзе. Выставка откроется в Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств 3 февраля и продлится до 27 февраля.

Нынешняя выставка включает как ранние работы Тоидзе, так и недавно созданные картины. Пейзажи Грузии, написанные в пастозной "темпераментной" манере, близкой живописи "Бубнового валета" (цикл "Сванетия", "Бабушкин двор", "Нарикала"), и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют с более сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России ("Слеги", "Московский дворик", полиптих "Северные мальвы", "Оттепель").

Характерная черта творчества Тоидзе - непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен ("Зима в Снегирях", "Дикий виноград", "В начале лета"), отмечается в пресс-релизе выставки.

Творческий метод художницы - работа непременно с натуры, где она создает пейзажи, натюрморты, портреты. В последнее десятилетие Тоидзе предпочитает холсты большого формата и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В таких картинах четко заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения: стебли, листья, стволы деревьев взяты крупно, в натуральную величину, порой превращаясь в сложный по колористическому решению узор ("Заросли", "Август", "Перед снегом").

Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ Тоидзе - метафорических композиций ("Флора и Фауна", диптих "Антракт", "Охота").

"Для Нателлы Тоидзе не существует каких-то самоограничений в выборе сюжета: мир разнообразен, и в этом разнообразии художник видит эстетическое начало. Ей одинаково интересна природа Кавказа и Русского Севера, виды московских двориков и ландшафт деревенских полей. Все, что она пишет, наполнено остро индивидуальным чувством, которое вмещает очень многое: начиная от врожденной прапамяти ушедших поколений вплоть до остроты реалий современного мира", - пишет искусствовед Владимир Прохоров.

"Искусство этого мастера должно озадачить сноба-знатока современного искусства, ибо идет от сердца, а не от холодной концепции. Оно не укладывается в какую-либо стереотипную систему и живет по законам чистой живописности. Образный строй этих произведений погружен в вибрирующую красочную стихию. В тончайший колорит работ загадочно вплетены и пряные краски солнечного Юга, и оттенки неизбывной печали просторов Средней России, и уже совсем неземные отблески какого-то иного прекрасного мира, куда влечет зрителя живописная ткань полотен Нателлы", - отмечает Прохоров.

"Искусство Нателлы Тоидзе по смысловой наполненности довольно неоднозначно и требует от зрителя интуитивно-эмоционального вживания, поскольку это не столько мир реальности и мир фантазии, сколько мир, данный нам в ощущении, и мир эмпирический, мир мысли, красочной проекцией зафиксированный художницей на холсте. Открытость чувств и переживаний сквозит почти во всех работах, наполняя их весомой значительностью, за которой богатство и сложность внутреннего мира художницы. Но об этом мире трудно говорить и писать, ибо - "Слово изреченное - есть ложь". Может поэтому так пронзительна оглушающая тишина поздних работ...", - пишет известный искусствовед и критик Лия Адашевская.

Нателла Тоидзе родилась и выросла в Москве в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе - живописец, ученик И.Е. Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, и отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график.

Нателла Тоидзе окончила факультет театрально-декорационного искусства Академического художественного училища "Памяти 1905 года". В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Вместе с тем, первым и главным учителем художница называет отца: уже с детских лет Георгий Тоидзе ставит перед дочерью серьезные творческие задачи, в том числе скульптурные. Выбрав станковую живопись, она успешно работает в жанрах пейзажа и натюрморта, пишет портреты и аллегорические композиции.

Художница рано, с 1973 года, регулярно участвует в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 вступила в Союз художников СССР. В 2004, после персональной выставки в Российской Академии художеств, награждена Золотой медалью РАХ. С 2007 - член-корреспондент РАХ.

Произведения Нателлы Тоидзе находятся в ряде государственных музеев (в частности, Московском музее современного искусства) и частных собраний в России и за рубежом. Выставка включает около 60 картин из музейных коллекций и собрания автора.