Стал известен сюжет последнего неоконченного романа Владимира Набокова, рукопись которого пролежала в тайнике уже 30 лет
Архив NEWSru.ru
Стал известен сюжет последнего неоконченного романа Владимира Набокова, рукопись которого пролежала в тайнике уже 30 лет
 
 
 
Стал известен сюжет последнего неоконченного романа Владимира Набокова, рукопись которого пролежала в тайнике уже 30 лет
Архив NEWSru.ru

Стал известен сюжет последнего неоконченного романа Владимира Набокова, рукопись которого пролежала в тайнике уже 30 лет. Однако судьба произведения до сих пор не решена: перед смертью писатель наказал сжечь рукопись.

Заветная рукопись хранится в одной из банковских ячеек в Швейцарии и над доселе неизвестным литературным произведением по-прежнему довлеет опасность полного уничтожения, о чем перед смертью просил сам автор. Однако теперь у публики появилась возможность хотя бы оценить масштабы предполагаемой утраты, пишет газета The Times.

Последняя работа Владимира Набокова представляет собой лишь набросок так и не оконченного романа. Однако даже он, по словам душеприказчиков писателя, позволяет назвать это творение самым лучшим, что выходило из-под пера Набокова (полный текст на сайте InoPressa).

Рукопись романа "Подлинники Лауры", как завещал своей жене и сыну сам автор, должна быть бесследно уничтожена после его кончины. Вопреки наказу умирающего последняя творческая работа Набокова не сожжена по сей день, поскольку ни у жены писателя Веры, ни сына Дмитрия на это не поднялась рука.

Хотя содержание последнего произведения Набокова держится в строжайшем секрете, фрагменты "Лауры" видел биограф писателя Брайан Бойд. В свое время он посоветовал жене Набокова Вере и сыну Дмитрию не публиковать рукопись. Однако недавно стало известно, что "с тех пор он переменил свое мнение".

Бойд объясняет метаморфозу тем, что "перечитал роман в более благоприятных обстоятельствах". По его словам, "это шедевр технического мастерства, совсем как поздние произведения Шекспира, где тот очень сосредоточенно расширяет границы своего личного метода".

При этом, по мнению Бойда, текст "Лауры" "в чем-то такой же гротесковый, а в других отношениях столь же неаппетитный, как "Лолиты"". Одним словом, последнее произведение Набокова это "книга, вселяющая восхищение и благоговение, но не затягивающая тебя в свой мир".

Текст рукописи видели и другие люди, хотя их и можно пересчитать по пальцам.

Если же опросить всех тех, кому удавалось хотя бы прикоснуться к содержанию рукописи, постепенно выкристаллизуется сюжетная линия. Главный герой Филип Уайлд, чрезвычайно тучный ученый, женат на стройной и ветреной женщине по имени Флора, которая безумно неразборчива в половых связях.

Флора первоначально нравилась Уайлду лишь потому, что напоминала ему другую женщину – Аврору Ли. Вообще, образ Смерти в произведении является лейтмотивом (эта тема и в раннем творчестве увлекала писателя).

Книга начинается с описания вечеринки, далее следуют еще четыре сцены, после чего роман распадается на фрагменты. Неизвестно, сколько лет Уайлду, но его не покидают мысли о смерти и он решает уничтожить себя путем медитации.

Конечно, произведение дошло до нас в "сыром" виде, что становится лишним доводом противников публикации. Однако, по мнению Бойда, определенные лакуны в сюжете писатель все равно бы оставил.

На 50 каталожных карточках великий прозаик, поэт, энтомолог и шахматист записал всего лишь общую канву романа, сформированного в его мыслях. Туда же он вложил записку с прямой инструкцией, что карточки следует уничтожить.

Впервые неоконченный роман был упомянут в дневниках Набокова 1 декабря 1974 года, когда он записывает для памяти название "Умирать - это весело". К 3 апреля 1976 года рабочее название меняется на The Opposite of Laura - "Противоположность Лауры", сокращенно TOOL, а из другой дневниковой записи следует, что Набоков продвигается "со скоростью 5-6 карточек в день, но очень много переделок".

Через два месяца с лишним, 17 июня 1976 года, Набоков подхватывает инфекцию, которая так и не была диагностирована, и попадает в больницу. К этому времени у него в голове уже сложился образ будущего романа и, бредя в течение шести недель, Набоков воображает, как читает роман слушателям, среди которых "павлины, голуби, давно умершие родители, два кипариса, несколько молодых медсестер, присевших вокруг, и семейный врач - от дряхлости почти невидимка".

Сыновние метания

Сейчас 73-летний Дмитрий, скорее всего, гораздо больше склонен выполнить предсмертное желание отца, что вызывает объяснимое беспокойство у литературоведов. С одной стороны, никто не против, чтобы последнее желание писателя было исполнено, однако отзывы стареющего Дмитрия заставляют предполагать, что речь идет о настоящем шедевре.

Дмитрий однажды сказал, что "Подлинники Лауры" это вещь "блестящая, оригинальная и потенциально революционная". По словам Дмитрия, эта рукопись есть "самая концентрированная квинтэссенция творчества" его отца.

Все могло быть проще, если бы рукопись была уничтожена сразу после смерти писателя 2 июля 1977 года в Женеве. Тогда Набоков внезапно заболел лихорадкой, усиленной бронхитом, а медикам не удалось спасти 78-летнего литератора .

За прошедшие с тех пор три десятилетия история этой рукописи только обрастает загадками. Не ясно не только то, почему Дмитрий так и не уничтожил рукопись отца. Также не понятно, зачем он периодически подогревает интерес литературоведов и ценителей творчества Набокова к неизвестному и вроде бы обреченному кануть в лету произведению.

Разрешить эти загадки способен разве что сам Дмитрий, в прошлом оперный певец и автогонщик, ставший впоследствии старательным переводчиком и интерпретатором творчества отца.. Фактически, он стал единственным хранителем "Подлинника Лауры" после смерти матери в 1991 году.

Впрочем, у Дмитрия есть доверенное лицо, который также посвящен в тайну и знает место хранения рукописи.

Некоторые считают, что Дмитрий до сих пор "разрывается" между своим сыновним долгом перед одним из самых придирчивых литературных пуристов XX века и запросами "потомков".

Иногда складывается впечатление, что сын Набокова буквально "играет" общественным мнением, провоцируя публику на те или иные эмоции по поводу рукописи. В конце 1990-х Дмитрий побывал на столетнем юбилее своего отца, который отмечался в Корнеллском университете, где Набоков когда-то преподавал.

Тогда он попросил у собравшихся двух десятков ученых опознать отрывок из неназванного произведения, в котором слушатели угадали фрагмент "Лауры". А в 2005 году Дмитрий спровоцировал волну возмущения, дав понять журналисту и писателю Рону Розенбауму, что "вероятно, уничтожит "Лауру"".

Казалось, в январе Дмитрий очутился в одном шаге от рокового решения. Тогда он обрушился с жесткой критикой на некоторых психологов-литературоведов, позволивших себе достаточно вольно интерпретировать "Лолиту". По их мнению, в произведении содержатся намеки на то, что Набокова растлил его дядя. Это и вызвало возмущение Дмитрия.

Лучше сжечь

К метаниям главного действующего лица "набоковской драмы" добавляются переживания многочисленных ценителей творчества писателя. Некоторые даже с легкостью проводят исторические параллели.

Так, Эдмунд Уайт, чью первую книгу "Забыть Елену" Набоков, как известно, поддержал, сам не знает, как поступить с рукописью. При этом он ссылается на пример Вергилия, который на смертном одре просил уничтожить незаконченную "Энеиду": тогда император Август не внял просьбам автора и сохранил великое произведение. Также Уайту вспоминается Кафка, который хотел, чтобы от всех его произведений не осталось и следа.

На вопрос, почему писатель сам не уничтожил "Лауру", его сын отвечает тем, что Набоков якобы "торопился воплотить свое вдохновение", но при этом "не знал, сколько дней ему осталось жить".

А желание отца все-таки уничтожить произведение Дмитрий объяснил стремлением избежать того, чтобы "над памятью о нем витали, как призраки, незаконченные книги".

Двоюродный брат Владимира Набокова, издатель Иван Набоков, проживающий во Франции, спокойно относится к тому, что, возможно, рукопись навсегда уйдет в небытие. По его словам, Набоков всю жизнь работал кропотливо. "Вся его эстетическая философия состоит в том, что произведение искусства - это вещь, которую ты шлифуешь и доводишь до совершенства", - добавляет двоюродный брат писателя.

Биография Владимира Набокова

Владимир Владимирович Набоков родился 23 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. В 1917 году его отец недолгое время входил в число министров правительства Керенского, а когда к власти пришли большевики, Набоковы были вынуждены эмигрировать.

В 1919 году Набоков поступил в Кембриджский университет и окончил его в 1922 году. В марте того же года в Берлине во время покушения на главу партии кадетов Павла Милюкова погиб отец Набокова, который заслонил его от пули террориста.

В 20-30-х годах Набоков жил в Берлине, потом в Париже. В 1940 году переехал в США.

Набоков является автором романов "Машенька", "Камера обскура", "Дар", "Лолита", "Пнин", книги мемуаров "Другие берега". Он перевел на английский язык "Слово о полку Игореве" и "Евгения Онегина". В 1961 году Набоков переехал в Швейцарию. Скончался Владимир Набоков 2 июля 1977 года в возрасте 78 лет.