При пожаре в здании Манежа сгорели экспонаты выставки театральных художников Москвы. Об этом сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" народный художник России Борис Мессерер. По его словам, "выставка "Итоги сезона" закончилась в воскресенье, но экспонаты должны были забрать только в понедельник.
Утрата экспонатов выставки "Итоги сезона" при пожаре в "Манеже" - "большая потеря в контексте сегодняшнего репертуара", заявила заведующая кабинетом сценографии Союза театральных деятелей Инна Мирзоян.
По ее словам, на выставке были представлены "макеты, декорации и костюмы из играющихся спектаклей, и эти спектакли какое-то время не будут идти". Кроме того, отметила Мирзоян, "большинство экспонатов были собственностью авторов и они им безумно дороги". "Каждый из более 90 художников принес на выставку то, что у него было самым дорогим в сезоне, что состоялось в театре", - заявила она.
Мирзоян добавила, что официально демонтаж выставки был назначен на 15 марта, и "только 6-7 авторов забрали свои работы в воскресенье вечером, потому что им это было удобнее".
"Я ушла из "Манежа", когда пожар, оказывается, уже начинался, и над крышей был виден дым, хотя мы не поняли откуда, - сообщила Мирзоян. - Внутри "Манежа" было полной спокойствие, рабочие красили крышу". По ее словам, выйдя из здания "Манежа", она увидела 3 пожарные машины, но подумала, что "это какое-то локальное задымление, которое быстро будет потушено".
"Впрочем, даже если бы я вернулась, спасти экспонаты я бы не смогла, - пояснила Инна Мирзоян. - Это третий этаж, это большие тяжелые стекла, а у нас не было даже грузчиков".
Говоря о пожаре в Манеже , Борис Мессерер отметил: "Я думаю, что гибель выставочного зала Манеж является национальной трагедией. Ведь помимо того, что это замечательная архитектура Бове, это еще и гибель совершенно гениальных конструкций французского инженера Бетанкура, который перекрыл это гигантское пространство бесконечной чередой ферм, сделанных из дерева и являющихся абсолютно неповторимым шедевром своей эпохи".
Мессерер отметил, что рад обещанию мэра Москвы, что "этот памятник будет восстановлен, хотя и посильном варианте". "Конечно, деревянные конструкции будут заменены на металлические, и это совершенно не то, - заметил он. - Но хотя бы силуэт здания будет нам возвращен".
Говоря о причинах пожара, художник заявил, что, скорее всего, "это случайность, что-то вроде испорченной электропроводки". "Я не верю в злой умысел", - заключил он.
История Манежа
Здание Манежа было открыто 12 ноября 1817 года. Он был построен в честь празднования 5-й годовщины победы русских войск над Наполеоном по проекту инженера Августина Бетанкура уникальным для того времени способом - без единой опорной колонны. Проект фасада и внутренней отделки здания разработал архитектор Осип Бове.
Строительство Манежа было осуществлено в максимально короткие сроки - оно продолжалось всего полгода и было закончено ко дню торжественного парада, который состоялся в ноябре 1817 года в присутствии императора Александра I.
Изначально здание предназначалось для проведения военных смотров, парадов и учений. Поэтому оно было таким объемным - туда вмещался целый пехотный полк численностью больше 2 тыс. солдат, а также зрители.
С 1831 года в Манеже стали проводить и выставки, и концерты. В 1867 году в Манеже состоялся концерт для 12 тыс зрителей. Дирижировали оркестром и хором Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн.
После октября 1917 года в Манеже разместился правительственный гараж. В 1957 году произошло переоборудование Манежа в Центральный выставочный зал.