Секреты "Мастера и Маргариты"
www.masterimargarita.ru
Секреты "Мастера и Маргариты" основную проблему создателям представил Кот Бегемот
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Секреты "Мастера и Маргариты"
www.masterimargarita.ru
 
 
 
основную проблему создателям представил Кот Бегемот
www.kp.ru
 
 
 
основную проблему создателям представил Кот Бегемот
www.masterimargarita.ru

Телевизионный сериал "Мастер и Маргарита" на днях появился на DVD. Пока он лидирует по количеству посмотревших его зрителей и по количеству отзывов. "Время новостей" в среду пишет о спецэффектах сериала - о том как они были задуманы и как получились. Объем созданного с помощью компьютера изображения небывало огромен - из 480 минут сериала на спецэффекты ушло 164 минуты при достаточно скромном бюджете в 5 млн долларов.

При сравнении с экранизациями Толкиена, "Гарри Поттером" или "Дневным дозором" сериал явно проигрывает. Особенное разочарование вызвал Кот Бегемот, которого даже обзывали Чебурашкой, полет Маргариты и сцена бала у Сатаны.

О том, как делались спецэффекты изданию рассказал ответственный за визуальные эффекты, супервайзер, генеральный директор студии "Бегемот" Олег Кондратьев.

Кондратьев рассказал о разнице между спецэффектами и визуальными эффектами: "Спецэффекты - это то, что режиссер может видеть прямо на съемочной площадке и снимать, сразу наблюдая результат экране монитора. Визуальные эффекты - то, что потом по снятому изображению дорисовывается, доводится и формируется с помощью компьютера; раньше их осуществляли с помощью так называемой комбинированной съемки. В "Мастере и Маргарите" присутствуют оба вида эффектов".

По словам Кондратьева, сложнее всех было режиссеру Владимиру Бортко, так как он никогда не делал фильмов подобного жанра. Именно он должен был определять все: как будут выглядеть герои такого знаменитого романа, как они впишутся в совершенно реальное пространство, каким будет само это пространство, и главное - как соединить "реальность" с фантазией и мистикой, которые есть в романе.

Как рассказал Олег Кондратьев, работа началась два года назад, было нарисовано множество эскизов. Практически весь роман был раскадрован, потом начались съемки, и коррективы шли постоянно. Жанр определился только к середине монтажа.

Кот Бегемот

Естественно, основную проблему создателям представил Кот Бегемот. "Можно было взять крупного кота и увеличить его на этапе компьютерной обработки. Можно было рисовать Кота на компьютере и вставлять персонажа в кадр уже после съемок. Но работать на площадке с персонажем, которого нет, чрезвычайно трудно режиссеру и актерам, тем более при сжатых сроках. Так же трудно работать с живым котом. Учтите объем присутствия Кота в фильме. В итоге, наверное, самое правильное было остановиться на том технологическом решении, которое и выбрали, - на аниматронике", - рассказал Кондратьев.

Посоветовал использовать аниматронику знаменитый Том Вудрафф, обладатель "Оскара" за спецэффекты к фильму Роберта Земекиса "Смерть ей к лицу", работавший на картинах "Терминатор", "Чужие-4", "Человек-паук", "Джуманджи" и еще на 40 фильмах, с которым консультировался Бортко.

"Если бы Кота заказали в Голливуде, фильма бы не было, был бы один Кот. Бюджет не позволял. Поэтому пригласили московскую компанию FX Design Group - наверное, самую интересную у нас в стране, да и на мировом уровне она достаточно выгодно выглядит. В ее фильмографии работы от "Русского бунта" до обоих "Дозоров", "Турецкий гамбит", "Свои". У нас они отвечали за все спецэффекты - сложный пластический грим, муляжи, аниматронные персонажи (Кот, Боров)", - говорит Кондратьев.

В аниматронике сочетаются человек и управляемые с помощью механизмов различные части туловища героя. Голова Кота "очеловечивалась" двумя компьютерами одновременно. Один отвечал за артикуляцию - за речь, второй - за мимику. Это происходило прямо в кадре, и режиссер говорящего Кота видел на съемочной площадке. Речь Кота в исполнении Семена Фурмана была записана заранее - и не только звук, но и лицо артиста в этот момент. Артикуляция делалась под Фурмана.

В то же время внутри туловища работал другой актер - оператор Кота, и вся фигура Кота строилась под него. Пропорции фигуры были заданы режиссером, и весьма непросто оказалось совместить все параметры - размер и тело актера и размер Кота в кадре, так как он меньше обычного человеческого роста.

По словам Олега Кондратьева, такого рода технологии у нас в стране никогда не было. Проблемы решали буквально до первого дня съемок Кота. Бортко оттягивал этот момент всячески, но рано или поздно Кот должен был появиться на площадке.

У многих в итоге возникло ощущение, что Кота играл маленький актер, которому сшили плюшевый комбинезон и надели шапочку с ушами, получив персонажа из утренника детского сада.

Как оказалось, специалисты FX Design Group для костюма Кота пробовали много материалов, подошла только французская синтетическая шерсть "Норка". Но в кадре она повела себя не так, как рассчитывали. В определенном свете действительно выглядела как плюш. "Планировалось, что мы доведем Кота на компьютере - и по анимации, и по пластике, и по шкурке. Кот требовал компьютерной работы - за ним волочились провода, которые надо было потом убирать. И на крупных планах, по-моему, надо было еще кое-что делать", - говорит Кондратьев.

Несмотря ни на что, режиссер сказал, что такой Кот его полностью устраивает. У создателей сериала были эскизы Кота во многих вариантах. Он предполагался весьма мрачным, достаточно инфернальным, а вовсе не веселым обаяшкой. И совершенно определенной породы, которая устраивала Бортко.

Маргарита

Создатели сериала долго решали, как Маргарита должна выглядеть после намазывания кремом. Были сделаны пробы, варианты - более реальный, более инфернальный, более волшебный. Проделана гигантская работа именно для того, чтобы режиссер мог выбрать. Художественное решение, принятое на этапе подготовки, изменилось. Бортко откорректировал степень прозрачности Маргариты.

"С Маргаритой из-за крема должно было что-то произойти. При условии, что не должно быть обнаженного женского тела. Когда Маргарита кричит: "Невидима и свободна", она делается совсем прозрачной. Так решил режиссер. Мы двигались шагами. За каждым - уйма работы. Конечно, случалось и так, что уже на монтаже обнаруживалось некоторое несоответствие снятого новым находкам. Приходилось, что называется, изворачиваться. Кино не складывается само. Там очень много вещей, которые друг за друга цепляются. Окончательно все понятно становится только на монтаже", - рассказал Олег Кондратьев.

Берлиоз

По словам Олега Кондратьева, некоторые снятые планы сериала были так страшны, что именно поэтому не вошли в монтаж. Так, в сериале голова выглядит сделанной из папье-маше, хотя ответственный за визуальные эффекты говорит, что она выглядела как настоящая и "вы бы испугались, увидев ее сейчас на столе".

"В телевизионном кино совсем иные, нежели в экшн-фильмах для большого экрана, ритм и темп. Которые предполагают иную длину кадра. И зритель либо успевает разглядеть что-то нужное/ненужное, либо не успевает. В "Мастере" довольно неторопливо все, это задано и романом, и телевизионной спецификой. И размером сериала - почти десять часов против максимум трех для блокбастера", - объясняет Кондратьев.

Олег Кондратьев отметил, что заслугой режиссера является то, что он уложился в нужные сроки и в бюджет, но, по его мнению, эта сумма была недостаточной для такой работы.

Визуальными эффектами занимались четыре компании. Вместе с уже названной FX Design Group около ста человек. Уфимская студия "Муха" отвечала за сцены бала. Московская "Триграф" - за прозрачность и полеты Маргариты вплоть до того, как она нырнула в воду речки. Питерская студия "Леста" обеспечивала эффектами сцену шабаша, Ершалаим, крышу дома Пашкова, лунную дорогу. Питерская студия "Бегемот" оформляла несколько эпизодов.