Пенсионная тематика остается в центре внимания правительства и экспертного сообщества. Буквально дня не проходит без того, чтобы не прозвучали какие-то заявления, не прошли какие-то обсуждения, не были обнародованы какие-то доклады на эту тему
Архив NEWSru.ru
Пенсионная тематика остается в центре внимания правительства и экспертного сообщества. Буквально дня не проходит без того, чтобы не прозвучали какие-то заявления, не прошли какие-то обсуждения, не были обнародованы какие-то доклады на эту тему
 
 
 
Пенсионная тематика остается в центре внимания правительства и экспертного сообщества. Буквально дня не проходит без того, чтобы не прозвучали какие-то заявления, не прошли какие-то обсуждения, не были обнародованы какие-то доклады на эту тему
Архив NEWSru.ru

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Пенсионная тематика остается в центре внимания правительства и экспертного сообщества. Буквально дня не проходит без того, чтобы не прозвучали какие-то заявления, не прошли какие-то обсуждения, не были обнародованы какие-то доклады на эту тему.

Что совсем не удивительно: в бюджете Пенсионного фонда зияет дыра размером в триллион с лишним рублей, и она затягивает в себя средства федерального бюджета, который сам по себе дефицитен. Если ничего не делать, подсчитали эксперты, то к 2050 году большую часть доходов федерального бюджета придется тратить на пенсии.

Возникает вопрос - что же делать? Недавно профильное министерство - Минздрав - пробросило "революционную" идею: отказаться от накопительной части пенсии. По расчетам авторов, такой подход позволит сократить дыру в пенсионном бюджете примерно на 400 млрд рублей, а заодно улучшить пенсионное обеспечение нынешних и завтрашних пенсионеров.

В качестве доказательств своих реформаторских намерений министерство приводит внушительный список преобразований в пенсионной системе, которые осуществляются уже сейчас: замена единого социального налога на прямые страховые взносы, включение базовой части трудовой пенсии в страховую часть, увеличение пенсионных прав застрахованных и обеспечение материальной помощи неработающим пенсионерам не ниже уровня прожиточного минимума. Все это хорошо, однако подход Минздрава страдает фундаментальным изъяном: пытаясь решить текущие задачи сегодняшнего дня, он ставит крест на долгосрочных надеждах тех, кто хотел бы сам накопить себе на старость. Некоторые экономисты увидели в предложениях Миндрава слегка закамуфлированный возврат к тотальной распределительной системе советского образца. Уже появилось едкое определение министерского подхода: "собес 21-го века".

Этому взгляду на пенсионную реформу противостоит другой - обнародованный Центром стратегических разработок. Тут на накопительную часть пенсии никто не покушается. Более того, накопительную часть пенсии предлагается вывести в новую структуру - накопительный пенсионный фонд с государственным участием (ГНПФ). Фонд заменит госкорпорацию ВЭБ, куда ныне с весьма невысокой эффективностью идут средства "молчунов", и сможет работать на спекулятивных рынках, вкладывая деньги в иностранные акции и товарные фьючерсы.

Причем данный проект предлагает вовсе запретить гражданам, начавшим трудовую деятельность и решившим участвовать в пенсионном страховании, формировать накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде. За тех, кто не смог определиться, в какой системе добровольных накоплений они хотели бы участвовать - в ГНПФ или негосударственных пенсионных фондах (а таковых в России сегодня порядка 300), будет решать работодатель или государство. ГНПФ, с одной стороны, сможет использовать более рискованные (а значит, и более доходные) стратегии инвестирования средств - по сравнению с сегодняшними возможностями ВЭБа: только так можно добиться приемлемого прироста накоплений граждан. А с другой - для повышения надежности предполагается создание системы страхования пенсионных накоплений по типу Агентства по страхованию вкладов для банков.

Расширение перечня инструментов, доступных для инвестирования пенсионных накоплений, возможно за счет зарубежного инвестирования - в суверенные облигации иностранных государств, облигации иностранных коммерческих организаций, акции иностранных акционерных обществ, акции инвестиционных фондов. А также за счет вложений в паи инвестиционных фондов, инвестиций в расчетные товарные фьючерсы, включая золото, через паевые инвестиционные фонды. Мало того: разрешаются инвестиции в недвижимость (через паи закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости) и даже высокорисковые венчурные инвестиционные фонды.

Если план ЦСР будет принят, то это сохранит и даже усилит накопительный элемент пенсионной системы - а значит, сыграет на руку среднему классу. Те, кто сегодня зарабатывает неплохие деньги, получат возможность откладывать дополнительно на более-менее безбедную старость.

Насколько безбедную? Вот расчеты самого ЦСР: работники, заработок которых по 2010 год не превышает 415 тысяч рублей, должны будут получать на пенсии половину своего заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 30 лет. Для застрахованных лиц, заработок которых превышает 415 тысяч рублей в год, новая система должна гарантировать 40% заработка на пенсии. Для самозанятых и не занятых в экономике лиц пенсия составит 2,5 прожиточных минимума пенсионера. Реформу предлагается завершить к 2023 году.

Какой же подход будет принят в конце концов: тактический Минздравовский, направленный на улучшении жизни сегодняшних пенсионеров и решение нынешних проблем Пенсионного фонда без взгляда в завтрашний день, или "цэсээровский", обещающий сравнительно безбедное завтра, но ничего не говорящий о том, как к этому завтра прийти без решения проблем дня сегодняшнего?

Как говорится, оба не оптимальны. И все же думается, власти, которым все-таки придется в ближайшее время делать выбор, - сделают его в пользу варианта Минсоцздрава. На носу выборы - и надо срочно решать проблемы сегодняшних пенсионеров, все-таки это самая активная часть электората. А что там будет через 20-30 лет? Как говаривал мудрый Ходжа Насреддин, к тому времени или шах умрет, или ишак сдохнет, или меня не будет.