ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой бизнес":
Главным событием этой недели для участников рынка, несомненно, стало вызвавшее обвал единой европейской валюты заседание Европейского центрального банка в четверг, по результатам которого было объявлено о сохранении базовой процентной ставки без изменений на уровне 1,25%.
Не секрет, что именно такого решения ЕЦБ инвесторы и ожидали. Чисто технически, за месяц, минувший со дня предыдущего повышения ставок, первого с начала кризиса, у регулятора просто могло не хватить данных для достоверной оценки влияния этого шага на экономику. Но главное, слишком быстрое ужесточение денежной политики ЕЦБ неминуемо привело бы к ухудшению положения на европейских долговых рынках, дав их участникам нежелательный сигнал о вероятности дальнейшего закручивания гаек для борьбы с ускоряющейся инфляцией. А инфляция в еврозоне действительно ускоряется.
Незадолго до заседания ЕЦБ Статистическое управление ЕС опубликовало предварительные данные за апрель, согласно которым темпы роста потребительских цен в еврозоне в этом месяце выросли до 2,8% в годовом исчислении. Это на 0,2% выше мартовского значения и на 0,6% - целевого значения, установленного регулятором. Несмотря на это, по итогам заседания глава ЕЦБ Жан-Клод Трише намекнул не на новое повышение ставок уже в июне, как ожидали рынки, но на дальнейшее их сохранение на текущем уровне.
О том, что в последнее время инвесторы ждали от ЕЦБ шагов, направленных на ужесточение кредитной политики, можно судить хотя бы стремительному укреплению евро (конечно, не здесь не обошлось без "помощи" ФРС, продолжающей активно печатать доллары), которое заметно скорректировалось на заявлениях Трише, сделанных накануне. А также по росту доходностей по облигациям стран европейской периферии, долговые проблемы которых в последнее время как-то выпали из фокуса внимания инвесторов.
Тем не менее, результаты недавних облигационных аукционов говорят о том, что правительствам стран PIGS занимать все дороже и труднее. Так, накануне Испания разместила на рынке пятилетние бонды на 3,4 млрд евро, тогда как планировала привлечь от инвесторов до 4 миллиардов. Средняя доходность этих бондов составила 4,549% против 4,389% при продаже аналогичных бумаг в марте. Тогда же правительство Португалии продало трехмесячные облигации на 1,1 млрд евро с доходностью 4,652% против 4,046% по аналогичным бумагам, проданным 20 апреля. И это несмотря на то, что на днях местному правительству удалось согласовать условия нового антикризисного плана, принятие которого было главным условием выделения Лиссабону очередного транша финансовой помощи с ЕС и МВФ что на сумму 78 млрд евро. Удивляться этому не приходится, ведь предполагаемые планом меры - замораживание зарплат, пенсий, повышение налогов - лишают местную экономику главных драйверов роста.
Аналогичная - точнее еще более печальная - картина в Греции. Несмотря на объективные успехи местного правительства по сокращению расходов и борьбе с дефицитом бюджета, в его способность справиться с обслуживанием гигантского долга, достигшего 142% ВВП, в условиях сжимающейся экономики инвесторы верят все меньше.
Так, на прошлой неделе доходность двухлетних греческих облигаций взлетала до 25%. Тогда же премьер-министр Георгиос Папандреу призвал рынки не верить слухам о возможном дефолте Греции. Но даже в Германии, которая все это время последовательно настаивала на спасении своей южной соседки, какую бы цену ни пришлось заплатить, кажется, крепнут капитулянтские настроения. В частности, на днях местная деловая газета Handelsblatt выступила с призывам к правительству признать неизбежность греческого дефолта, "став первым, кто скажет, что король - голый".
Тот же самый месседж стоило бы направить и в адрес властей США, которые до сих пор не могут определиться с тем, как решать проблему сокращения достигших опасных размеров бюджетного дефицита и долга (дефолт по которому, впрочем, Америке не грозит по определению), продолжая настырно следовать прямолинейной политике денежной накачки экономики. Но и она, кажется, больше не дает искомого эффекта, о чем свидетельствуют пришедшие накануне данные по американской безработице, спровоцировавшие массированные распродажи на мировых рынках.
Чем дальше, тем более очевидно, что старые методы антикризисной борьбы не только неспособны разрешить нынешние сложности европейской, американской, (японской…) экономик, но лишь отсрочивают "неизбежное". Возможно, в этом положении лучшим решением для всех было бы признание того, что король - голый. За этим, прослезившись и подсчитав все равно неизбежные убытки, начать жизнь с "чистого листа", стараясь избежать повторения прошлых ошибок в будущем.