Косвенный ущерб еще только предстоит оценить. По оценкам "Русгидро, ещжемесячные потери компании от простоя станции могут составить 1,5 миллиарда рублей
NEWSru.ru
Косвенный ущерб еще только предстоит оценить. По оценкам "Русгидро, ещжемесячные потери компании от простоя станции могут составить 1,5 миллиарда рублей
 
 
 
Косвенный ущерб еще только предстоит оценить. По оценкам "Русгидро, ещжемесячные потери компании от простоя станции могут составить 1,5 миллиарда рублей
NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

О том, что мощности в российской электроэнергетике изношены, известно давно. Если взглянуть на другие инфраструктурные сегменты - положение там не намного лучше. Так что аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, повлекшую за собой человеческие жертвы и поставившую под вопрос зимнее электроснабжение крупных сибирских городов, нельзя назвать совсем уж неожиданной.

Это не значит, что авария должна была произойти именно там, а не, скажем, на Волжском каскаде или где-то еще. Хорошо еще, что плотину не прорвало - последствия могли бы быть куда серьезнее.

Впрочем, и без того только прямой ущерб от аварии перевалил за 10 миллиардов рублей - именно во столько предварительно оценило руководство компании "Русгидро" стоимость восстановления гидростанции, а работ предстоит на годы.

Косвенный ущерб еще только предстоит оценить. По оценкам "Русгидро", ежемесячные потери компании от простоя станции могут составить 1,5 миллиарда рублей. Алюминиевые заводы "Русала", получавшие электроэнергию с Саяно-Шушенской ГЭС, смогут производить на 500 тысяч тонн алюминия в год меньше. При цене в 2000 долларов за тонну получается миллиард долларов.

Властям Томской, Кемеровской областей, Красноярского края надо срочно думать, как обеспечить жителей и предприятия этих регионов электричеством, а с учетом того, что до зимы осталось всего ничего, задачу будет решить совсем непросто.

Хотелось бы верить, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС снимет вопрос о том, как стимулировать российскую экономику. Страну нужно чинить - лучшего стимула на ближайшие годы и придумывать не нужно.

Очевидно, это было (по крайней мере, в отношении электроэнергетики) еще когда Анатолий Чубайс, встав во главе РАО "ЕЭС России", затеял радикальную реформу отрасли. Именно необходимость вложить миллиарды долларов в ремонт и модернизацию энергетической системы и отсутствие адекватных средств у государства стали тем последним аргументом, решившим судьбу реформы.

В результате приватизация генерирующих мощностей сопровождалась обязательствами финансировать инвестиционные программы многочисленных ОГК и ТГК, которые пришли на смену существовавшим ранее "АО-энерго". Причем отказ финансировать инвестпрограммы может повлечь за собой ренационализацию проданных пакетов - подобная угроза уже нависла над созданной Виктором Вексельбергом энергокомпанией "КЭС-Холдинг", которая рискует лишиться и акций, и уплаченных за них 5 миллиардов рублей.

Акционерный статус компании "Русгидро", которой принадлежит Саяно-Шушенская ГЭС, не предотвратил аварии. Однако он дает целый ряд преимуществ. Во-первых, не все прямые убытки лягут на государство, которому принадлежит чуть менее 62% акций холдинга. Очевидно, что основное бремя по восстановлению станции ляжет на плечи государства, что логично - именно государство является основным акционером "Русгидро". Однако можно не сомневаться, что расходование государственных средств, которые получит компания в качестве кредитов или путем размещения дополнительной эмиссии акций, будет вестись гораздо эффективнее, чем если бы это было на 100% госпредприятие.

Акционерные общества, в которых существенная доля принадлежит миноритариям, особенно иностранным (в "Русгидро" почти 20% акций принадлежит нерезидентам), просто вынуждены быть более прозрачными (в противном случае не разместить акции на западных биржах) и эффективными.

Что касается стимулирующего для экономики эффекта, который будет иметь восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, то он очевиден. Будут и новые рабочие места, и заказы для энергетического машиностроения, и металлурги выиграют, и производители тяжелой строительной техники, и государству не нужно выдумывать никаких "точек роста", стимулируя которые можно было бы вытянуть из кризиса экономику страны.

Реформа и частичная приватизация одной инфраструктурной отрасли, завершившаяся в прошлом году, создала эффективный механизм модернизации (с участием государства или без оного) этой отрасли, механизм эффективного стимулирования всей экономики. Жаль только, что дело ограничилось одной электроэнергетикой.