Итоги недели: Черный четверг
Коллаж NEWSru.ru
Итоги недели: Черный четверг
 
 
 
Итоги недели: Черный четверг
Коллаж NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

Кризис, как это обычно и бывает, ожидался всеми, но начался внезапно. Снижение американских фондовых рынков в среду вечером вылилось в обвалы азиатских фондовых рынков в четверг, которые в свою очередь дали старт волне панических распродаж, накрывшей Европу. В США в четверг обвал продолжился, и все вспомнили события трехлетней давности - такого падения с 2008 года не было. Россия, как и три года назад, оказалась в числе аутсайдеров, - фондовые индексы потеряли почти по 8%, рубль рухнул к минимумам 2009 года.

О том, что кризис неизбежен, тут было написано еще 9 сентября. "За последние три года все уже привыкли к стандартному алгоритму, который практически идентично работает что в США, что в Европе: констатация проблемы (в США - высокая безработица и слишком низкие темпы роста экономики, в Европе - долги "аутсайдеров") - разработка и принятие "плана спасения" стоимостью сотни миллиардов долларов или евро - краткая эйфория - констатация, что меры недостаточны, и разработка нового "плана спасения. Что характерно, периоды эйфории становятся все короче, количество миллиардов, потребных для "спасения", все больше, дебаты все ожесточеннее, а эффект от реализации мер - все меньше", - говорилось в колонке с незамысловатым названием "Кризис неизбежен".

Эта ситуация рано или поздно должна была вылиться в действия, которые разочаруют рынки, что на самом деле и произошло. Поводом для событий "черного четверга" стало именно разочарование. Все эксперты и аналитики в один голос заявляют, что "спусковой механизм" тотальной распродажи активов запустило решение Комитета по открытым рынкам США начать операцию "Твист", которая будет заключаться в продаже краткосрочных госбумаг и скупке долгосрочных на общую сумму в 400 миллиардов долларов. Однако само по себе это вполне ожидаемое решение едва ли способно было спровоцировать панику. По сути, ФРС дала сигнал, что деньги, влитые в экономику, назад требовать не будет еще очень долго, поскольку продавать долгосрочные бумаги не собирается и будет дожидаться их погашения 10 лет по 10-летним облигациям, 30 - по 30-летним.

Разочаровал рынки тот факт, что, опубликовав весьма пессимистичный и тревожный прогноз развития американской и мировой экономики, Федрезерв не предложил порции свежих денег. Многие надеялись на объявление очередного, уже третьего по счету этапа "количественного смягчения", а этого не произошло.

Впрочем, к "черному четвергу" накопилось немало других поводов, каждый из которых вполне способен дестабилизировать ситуацию сначала в финансовом секторе, а потом и во всей мировой экономике.

Главным поводом для беспокойства по-прежнему остается Европа, которая никак не может решить, что делать с Грецией. Тяжелые двухдневные переговоры греческого правительства с МВФ и представителями Евросоюза о выделении очередного транша помощи стране не принесли результатов, и Афины пошли на новые жесткие и непопулярные меры, способные взорвать ситуацию в стране. Хотя и это не принесло вожделенной помощи.

Рейтинговые агентства через день снижают рейтинги европейских банков, которые пострадают в случае греческого дефолта, и крупнейшие держатели счетов начали массовый исход из французских, итальянских и даже немецких банков. Бразилия в лице харизматичного министра экономики Гвидо Мантеги призвала в начале недели своих товарищей по БРИКС спасти Европу, однако бурного энтузиазма этот призыв не вызвал, и к концу недели, после того как премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что его страна не может быть вечной "палочкой-выручалочкой", уже сам Мантега признал, что идея была не блестящей.

В России же, традиционно сильнее всего пострадавшей от репатриации капиталов, события "черного четверга" больше всего напомнили 2008 год. Обвал рубля и фондовых рынков проходил на фоне бурной дискуссии между замминистра экономического развития Андреем Клепачем, которого поддержал бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко, призывавших девальвировать рубль, и действующим первым зампредом ЦБ Алексеем Улюкаевым, отстаивавшим право ЦБ заниматься не курсом рубля, а инфляцией. Улюкаева поддержал стремительно набирающий в последнее время вес вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин, но полноценно поучаствовать в дискуссии о будущем национальной валюты у Кудрина попросту не было времени.

Кудрин бился за бюджет, пополнение резервного фонда правительства и предупреждал о пагубных последствиях развернувшегося между участниками тандема соревнования в предвыборной щедрости.

Насколько драматично будут развиваться события в последнюю неделю сентября, зависит от политиков и чиновников - мяч на их стороне. Реагировать вынуждены будут и европейские, и американские власти, и БРИКС, и "большая двадцатка". От того, что они предпочтут - принять очередные превентивные меры (которых, как обычно, надолго не хватит) или устроить пару-тройку показательных банкротств "системообразующих" банков и несостоятельных в финансовом отношении стран, будет зависеть скорость сползания мира в очередной кризис и сам характер этого кризиса, который по-прежнему неизбежен.