Сомнительная идея госкорпораций становится все более сомнительной
Архив NEWSru.ru
Сомнительная идея госкорпораций становится все более сомнительной
 
 
 
Сомнительная идея госкорпораций становится все более сомнительной
Архив NEWSru.ru

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Последние пару недель российскому кабинету министров было не позавидовать. Пересмотр параметров госбюджета на 2009 год исходя из прогнозной базовой цены нефти в 41 доллар за баррель заставил финансово-экономический блок правительства изрядно поломать голову над тем, чем затыкать наметившуюся гигантскую брешь размером в 3,2 триллиона рублей, или 8% ВВП.

По предварительным данным расходная часть бюджета будет секвестирована на 1,9 триллиона рублей. И чтобы уложиться в намеченные параметры дефицита, в ближайшее время Минфину придется найти способ дополнительно сократить расходы примерно на 400 миллиардов.

Простая и поэтому гениальная идея на этот счет у ведомства Кудрина уже есть. Чтобы не слишком сильно резать расходную часть, в которой заложено увеличение финансирования социальных и антикризисных программ, Минфин попробует увеличить часть доходную.

Для этого в пользу федерального бюджета планируется изъять доходы ряда экономических субъектов РФ на общую сумму 245 миллиардов рублей. В том числе порядка 80 миллиардов вернут регионы, на свою беду не успевшие полностью потратить выделенные им субсидии и субвенции на 2008 год.

Еще 165 миллиардов уже согласились перечислить две госкорпорации - Фонд содействия реформированию ЖКХ и Российская корпорация нанотехнологий. Эти деньги, внесенные государством в капитал компаний, хранились на их счетах в ожидании своего часа. Аналогичные переговоры о возврате не потраченных "излишков", Минфин ведет и с еще одной госкорпорацией – "Олимпстроем", которая, правда, пока не столь сговорчива.

В этом скромном противостоянии ведомство Кудрина скорее всего одержит верх. Ведь когда родина в опасности, интересы госкорпораций, как справедливо отметил в одном недавнем интервью глава "Роснано" Анатолий Чубайс, не могут быть выше интересов государства (хотя некоторая тавтология в этом суждении все же прослеживается).

Несомненно, что и другие госкорпорации разделили бы этот благородный порыв, если бы сами не нуждались в финансовой помощи со стороны правительства. Это, в частности, относится к Внешэкономбанку и Агентству по страхованию вкладов, которые изрядно потратились на борьбу с последствиями кризиса и которым сегодня требуется докапитализация. Нечем поделиться с федеральным бюджетом и "Росатому" и "Ростехнологиям". Компания Сергея Чемезова, сформированная на базе принадлежавших государству промышленных активов, до последнего всеми правдами и неправдами присоединявшая к себе приглянувшиеся ей предприятия, сейчас просит государственных денег на покрытие унаследованных и наделанных ею долгов.

С большой долей вероятности деньги эти они получат. И может статься, что это будут деньги "Роснано" и Фонда ЖКХ. Подобная схема "взаимозачетов", которая, по сути, является вульгарным перекладыванием средств из одного государственного кармана в другой, дает повод еще раз с пристрастием взглянуть на феномен госкорпораций, идея и механизм создания которых до сих пор многим кажется сомнительными.

Главная претензия критиков заключаются в непрозрачности и неподотчетности госкорпораций ни одному из существующих государственных контрольных органов, вытекающие из их уникального правового статуса. Деньги и имущество передавались государством в их собственность. При этом за единственным исключением "Олимпстроя" цели, поставленные госкопорациями крайне размыты и неконкретны, а критерии эффективности их работы толком не определены. Подобная система, по мнению многих, не позволяет надеяться на эффективное использование данных активов, но превращает госкорпорации из инструмента модернизации в инструмент коррупции.

Промежуточные результаты деятельности госкорпораций, действительно, пока позволяют им похвастаться большими успехами. Например, до сих пор мы не стали свидетелями особых прорывов в области высоких технологий. А жилищно-коммунальный комплекс, несмотря на все оказываемое ему содействие, продолжает ветшать с прежней скоростью. Не многим лучше ситуация в строительной индустрии и финансовом секторе, которым, судя по всему, следует готовиться к новым ударам финансового кризиса уже в ближайшее время. Про положение и без того редких в нашей стране экспортеров высокотехнологичной продукции, для помощи которым, собственно, и создавался ВЭБ, говорить вообще не приходится.

В условиях кризиса стремление залатать тришкин кафтан российского бюджета, в том числе, с помощью "лишних" денег госкорпораций, наверно, оправданны. Однако это - хороший повод правительству заново посмотреть на принципы функционирования госкорпораций. В противном случае очередная, неплохая по сути, идея - создание точек роста и обеспечение прорыва в стратегических направлениях с помощью государства - окажется окончательно дискредитированной, а о новой инновационной экономике, скорее всего, придется забыть навсегда.

И уж точно властям надо озаботиться тем, чтобы под кризисную сурдину вся российская экономика тихо не превратилась в одну большую госкорпорацию.