ВЛАДИМИР ВОЛКОВ: "План Б" для Европы
Вести
ВЛАДИМИР ВОЛКОВ: "План Б" для Европы
 
 
 
ВЛАДИМИР ВОЛКОВ: "План Б" для Европы
Вести

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Обострение спекуляций на тему возможного развала зоны евро на руку европейским денежным властям. В нынешней ситуации, это – едва ли не единственный и точно самый простой способ ослабить единую валюту..

Европейскому валютному союзу снова пророчат погибель. Дело это, конечно, не новое – прогнозы этого рода за авторством более или менее авторитетных экспертов с завидной регулярностью появляются на протяжении всей его, союза, истории. Однако на этот раз свой булыжник в огород европейских интеграторов запустил не кто-нибудь, а сам Нуриэль Рубини, который в минувший четверг в Давосе признался, что еще никогда с таким пессимизмом не смотрел на перспективы еврозоны.

В сущности, авторитетный экономист, еще три года назад сумевший предсказать нынешний кризис, и на этот раз не сказал ничего особенно нового. Главную угрозу целостности европейского валютного союза он видит в неоднородности местных экономик, представленных сильным центром и относительно слабой периферией, от которой в один момент могут начать отваливаться отдельные "куски".

Ближайшими потенциальными кандидатами на вылет (и снова никаких сенсаций) Рубини называет Испанию и Грецию, за мужественной борьбой которых (точнее, за обещаниями к ней незамедлительно приступить) с нарастающими как снежный ком бюджетными дефицитами и долгами участники рынков пристально наблюдают вот уже больше месяца.

Нарастание известных рисков вызывало вполне предсказуемую реакцию на рынке Forex: валютные спекулянты приступили к массированной распродаже евро, начавшего сдавать позиции. Так, в начале торгов в пятницу на волне новых страхов на тему разрастания бюджетного кризиса в Греции на другие страны ЕС, евро даже обновил полугодовой минимум.

Однако известно, что у любой медали есть две стороны. Все эти неприятности, ставшие причиной разворота затянувшегося тренда к укреплению евро, могут оказаться не погибелью, а манной для святого дела европейской валютной интеграции.

Не секрет, что именно сильный евро стал одной из главных причин нынешнего положения экономик европейской периферии, лишенных возможности поправить дела, стимулируя экспорт за счет девальвации национальной валюты с помощью печатного станка. Однако ЕЦБ, в соответствии со своей хартией, вынужденный в первую голову заботиться о стабильности единой валюты, долгое время не спешил со смягчением денежной политики.

Не в последнюю очередь, это объяснялось позицией тех самых центральных, самых влиятельных, экономик ЕС - Германии и Франции, правительства которых тогда больше заботили инфляционные риски, чем проблема падающей конкурентоспособности соседей.

И даже в кризис ЕЦБ продемонстрировал куда меньше агрессии в снижении ставок и заливке рынков деньгами в сравнении с теми же ФРС и Банком Японии. Не исключено также, что подобная "нерешительность" Жана-Клода Трише, отчасти, связана и с желанием не мешать американским властям бороться с помощью плавной девальвации доллара со своими проблемами - огромными дефицитами и долгом.

В их безудержном росте эксперты не без оснований видят один из главных рисков стабильности (точнее, дестабилизации) всей мировой экономики. Как видно, сегодня подобные обсуждения сместились на более локальный уровень – Грецию, которая теперь мнится главным источником возможной дестабилизации европейской экономики.

Характерно, что до сих пор руководство ЕЦБ, не раз и весьма в жесткой форме публично отметавшее саму мысль о возможном развале валютного союза, ни разу не заикнулось о готовности прийти на помощь своим терпящим экономическое бедствие членам. Напротив, Жан-Клод Трише неоднократно заявлял, что всем им – Греции, Испании, Ирландии, Португалии – придется выкручиваться из создавшегося положения самостоятельно, каждый раз провоцируя новую волну страхов и, как следствие, распродаж европейской валюты.

Подобные декларации и демонстративное "бездействие" руководства ЕЦБ, наверное, никогда не были осознанной частью плана, нацеленного на ослабление чрезмерно укрепившегося евро. Однако трудно оспорить и то, что оно оказалось весьма эффективным (а, может быть, и единственным) в этой связи средством.

А таким людям, как Нуриэль Рубини, ЕЦБ впору начать приплачивать. При всем притом было бы неплохо, чтобы у европейских монетарных властей появился бы и еще один "план Б" - осознанных действий на случай, если собственных сил у правительства Греции (далее по списку) все же не хватит.