Значительную часть инвестиций "Газпром" собирается переложить на плечи независимых поставщиков, которые пользуются ГТС
RTV International
Значительную часть инвестиций "Газпром" собирается переложить на плечи независимых поставщиков, которые пользуются ГТС По мнению экспертов, транспортная система "Газпрома" изношена более чем на 60%
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Значительную часть инвестиций "Газпром" собирается переложить на плечи независимых поставщиков, которые пользуются ГТС
RTV International
 
 
 
По мнению экспертов, транспортная система "Газпрома" изношена более чем на 60%
RTV International
 
 
 
На сегодняшний день доля независимых производителей в поставках промышленным потребителям газа составляет около 30%
НТВ

"Газпром" ужесточает правила доступа к единой газотранспортной системе (ГТС), сообщает газета "Ведомости". Во-первых, независимые газовики переводятся на принцип работы "транспортируй или плати". Во-вторых, они должны будут участвовать в реконструкции газопроводов или строить за свой счет для "Газпрома" новые трубы. Деваться независимым производителям некуда. Транспортировать газ иначе, чем по трубопроводам "Газпрома", они не могут.

По мнению экспертов, транспортная система "Газпрома" изношена более чем на 60%. Компанию давно критикуют за нежелание ее модернизировать. По оценкам чиновников, на ремонт и дополнительное строительство, необходимое для нормальной работы ГТС "Газпром" должен потратить сотни миллиардов долларов, однако компания закладывает на эти планы гораздо меньшие суммы. В 2007 году - 9 млрд долларов, в 2008 году - 13 млрд долларов, в 2009 году - 15 млрд долларов.

Значительную часть инвестиций "Газпром" собирается переложить на плечи независимых поставщиков, которые пользуются ГТС. Сейчас схема доступа к трубе такова: независимый производитель газа заключает договор с потенциальным покупателем, после чего подает заявку в "Газпром" с просьбой разрешить ему прокачать газ до потребителя. Если "Газпром" соглашается, то независимая компания платит ему транспортный тариф, устанавливаемый Федеральной службой по тарифам.

Теперь схема радикально поменяется. Согласно новому регламенту "Газпром" будет заключать с независимыми компаниями договоры на транспортировку на условиях "транспортируй или плати". То есть поставщики заплатят монополии вперед за весь объем газа, который собираются прокачать, независимо от того, удастся им его продать или нет.

При этом до того как заключить с концерном договор, независимой компании предлагается поучаствовать в финансировании реконструкции ГТС или строительстве новой трубы, которая останется в собственности концерна. А тариф на транспортировку теперь будет дополнен надбавкой, установленной "Газпромом" "с учетом необходимости возврата инвестиций" в развитие и модернизацию системы.

Если производитель хочет подключить новое месторождение к системе "Газпрома" и для этого требуется новая труба - а так чаще всего и происходит - концерн предлагает претенденту два варианта, пишет "Время новостей". Либо "Газпром" сам строит трубу на свои деньги, а поставщик газа обязуется осуществлять транспортировку газа по этому участку на весь срок эксплуатации трубы по тарифам, в которые включена инвестиционная составляющая. Либо "Газпром" привлекает заем на строительство у независимого производителя, но контракт на условиях "транспортируй или плати" все равно заключается. Построенные участки оформляются в собственность "Газпрома".

Независимые газовые компании не высказали возражений против предложенного регламента, который фактически уже может применяться на практике, однако выбирать им не приходиться - альтернативы "Газпрому" нет. "Это шаг вперед, - заявляют в самой крупной независимой газовой компании России "Новатэке". - Документ может позволить осваивать новые месторождения и наращивать добычу".

На сегодняшний день доля независимых производителей в поставках промышленным потребителям газа составляет около 30%. К 2010 году эта доля, по прогнозам правительства, вырастет до 45-50%, а к 2015 году будет больше, чем у "Газпрома".

По данным газового монополиста, согласно балансу 2006 года независимые производители могут транспортировать конечным потребителям только 46 млрд кубометров газа. То есть чуть больше 10% рынка продаж. Значительную часть газа "Газпром" просто покупает на входе в систему - 6 млрд кубометров у "Лукойла", 3,6 млрд - у "Роснефти", не менее 5 млрд кубометров - у "Новатэка".