Минфин хочет заставить богатые регионы делиться с бедными
Архив NEWSru.ru
Минфин хочет заставить богатые регионы делиться с бедными
 
 
 
Минфин хочет заставить богатые регионы делиться с бедными
Архив NEWSru.ru

Минфин предлагает ввести для богатых регионов своеобразный оброк в виде "отрицательных трансфертов". Территории с высокой бюджетной обеспеченностью должны будут делиться деньгами с федеральным бюджетом для последующего распределения в пользу бедных.

С 2006 года муниципалитеты, бюджетная обеспеченность которых вдвое выше средней по региону, должны будут отдавать областному центру половину излишка (сверх двукратного превышения), а он распределит средства между бедными муниципалитетами. Аналогичную систему директор департамента межбюджетных отношений Минфина Антон Силуанов предлагает распространить и на отношения федерального центра и регионов, сообщают "Ведомости". "Если один регион будет богатеть за счет перехода налогоплательщиков, целесообразно рассмотреть возможность того, чтобы часть средств перераспределялась более нуждающимся субъектам", - заявил Силуанов.

Особенно активным в переманивании крупных налогоплательщиков под свое крыло был в последнее время Санкт-Петербург, указывает газета. В 2005 году там зарегистрировались дочерние компании "Роснефти" и "Транснефти", а Внешторгбанк перевел туда головной офис. Как ожидается, в 2006 году в Питер переедут "Совкомфлот" и "Транснефтепродукт". После покупки "Газпромом" "Сибнефти" последняя тоже будет зарегистрирована в Петербурге, заявляла губернатор Валентина Матвиенко. В результате Омская область потеряет половину доходов бюджета. Зато поступления в бюджет Петербурга в 2006 году вырастут примерно на 20%.

"Мы не можем бегать за каждым крупным налогоплательщиком и разъяснять ему, где он должен платить налоги", - считает Силуанов. Чтобы помочь регионам, от которых убегают налогоплательщики, можно забирать у регионов, чья бюджетная обеспеченность более чем вдвое выше среднероссийской, половину суммы сверх двукратного превышения, считает он.

По расчетам "Ведомостей", если бы такая система уже действовала, пострадали бы два региона: Москва и Тюменский регион (вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским АО). Бюджетная обеспеченность Москвы, по данным Минфина, выше среднероссийской в 2,29 раза, а Тюмени с округами - в 4,79 раза. Деньги, отобранные у сверхбогатых регионов, должны пополнить фонд финансовой поддержки, на средства которого Минфин выравнивает обеспеченность территорий. В 2005 году Москве пришлось бы отдать "в пользу бедных" 6,1% своих доходов, а Тюменскому региону - 29,1%. Из 330,7 млрд рублей, собранных в столичный бюджет за январь - август, Москва поделилась бы 20,2 млрд рублей, а Тюмень отдала бы 27,7 млрд.

"Отбирать у регионов средства — значит лишать их стимулов к развитию", - возмущается чиновник московской мэрии. Этот план "похож на продразверстку", соглашается председатель бюджетного комитета Заксобрания Петербурга Владимир Барканов: "Если мы хотим, чтобы Россия встала с колен, надо позволить регионам сделать это". Минфин предлагает "сорвать рубашку с нищего, разорвать пополам и подарить голому", возмущается депутат Госдумы от Тюменской области Геннадий Райков. Правительству следует думать не о том, как "раздеть" богатые регионы, а о том, как стимулировать развитие отсталых, полагает Райков, считающий лучшим вариантом введение пятилетних налоговых каникул в депрессивных регионах.