В правительстве разрабатывается идея установить максимум вознаграждения для топ-менеджеров на уровне трех минимальных заработков премьер-министра
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав
В правительстве разрабатывается идея установить максимум вознаграждения для топ-менеджеров на уровне трех минимальных заработков премьер-министра Сколько топ-менеджеры могут потерять в случае введения новых правил, оценить сложно
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В правительстве разрабатывается идея установить максимум вознаграждения для топ-менеджеров на уровне трех минимальных заработков премьер-министра
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав
 
 
 
Сколько топ-менеджеры могут потерять в случае введения новых правил, оценить сложно
Moscow-Live.ru / Незговоров Михаил
 
 
 
Сам президент в марте этого года заявил, что его "задевают и коробят" очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний, однако предположил, что это можно объяснить рыночной стоимостью услуг руководителей подобного уровня
Пресс-служба Президента России

В правительстве РФ рассматривается идея ограничить совокупный годовой доход топ-менеджеров госкомпаний, госкорпораций и подконтрольных им структур уровнем трехкратного денежного содержания премьера Михаила Мишустина. Таким образом, их денежное вознаграждение, включая бонусы не должно быть более 30 млн руб. в год на одного руководящего сотрудника. Исключения возможны, но устанавливать их будет лично президент РФ, пишет "Коммерсант".

По данным источников издания, инициатива обсуждается в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова, однако там утверждают, что в повестке такого вопроса нет. Другой источник уточняет, что речь идет о специальной рабочей группе под руководством главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. В компаниях, которые может затронуть новая инициатива, слышали о подобной инициативе, но не получали никаких документов.

Как пишет газета, правительство намерено оптимизировать и унифицировать уровень зарплат топ-менеджеров госкомпаний, привязав его к короткому перечню показателей эффективности (KPI). Для глав коммерческих госкомпаний и компаний, где РФ не является единственным акционером, в качестве KPI будет выступать динамика выручки, чистой прибыли и рыночной стоимости компании, а для некоммерческих фирм будут утверждены отраслевые KPI.

Сколько топ-менеджеры могут потерять в случае введения новых правил, оценить сложно: уровень их заработка в основном не раскрывается, а в отчетностях компаний указывается лишь общий размер выплат руководящему персоналу. Но в большинстве случаев размер вознаграждений явно превышает 30 млн руб. в год. Так, например, "Роснефть" в 2019 году потратила на выплаты правлению 3,57 млрд руб., "Газпром" - 1,5 млрд руб., ОАО РЖД - 2,7 млрд руб. (включая трехлетнее вознаграждение), "Транснефть" (правление и совет директоров) - 2,34 млрд руб., "Аэрофлот" (правление и совет директоров) - 2,138 млрд руб., наименьшие расходы на правление у "Россетей" - 273 млн руб.

Попытки ввести регулирование для зарплат топ-менеджеров госкомпаний предпринимались несколько раз, однако были безуспешными. Собеседники издания отмечают, что госкомпании и госкорпорации являются коммерческими структурами, где регулировать заработную плату не следует. Так, регулирование сверху может разрушить стоимость госкомпаний, конкурирующих на рынке, вроде "Газпрома" и "Роснефти", а также нарушить права других акционеров. По словам экспертов, для привлечения высококвалифицированных кадров их необходимо мотивировать в том числе и с точки зрения зарплаты.

Другие эксперты, напротив, отмечают, что топ-менеджеры госкомпаний находятся на службе у государства и платить им слишком высокие зарплаты не нужно, но компания, работающая и на международном уровне, должна привлекать дорогостоящих высокопрофессиональных сотрудников. Решить проблему можно было бы за счет прогрессивного налогообложения, как это принято в странах Европы, но эта идея также не находит поддержки у российских чиновников. По их словам, введение прогрессивной шкалы приведет к тому, что богатые люди начнут массово выводить доходы за пределы страны.

В 2013 году Владимир Путин поручил правительству обеспечить принятие ключевых показателей эффективности. Достижение KPI должно учитываться при определении зарплаты руководства госкомпаний и принятии кадровых решений. Правительство должно было выполнить поручение к 1 января 2015 года.

Однако в итоге выяснилось, что нормативный правовой акт, закрепляющий статус KPI, не был установлен, а проект распоряжения правительства о совершенствовании системы применения целевых показателей для усиления стимулов менеджмента к повышению эффективности и достижению долгосрочных целей компаний не был принят. Кроме того, Минэкономразвития не провело анализ эффективности применения KPI, и не привлекло к ответственности руководителей 24 акционерных обществ и 19 ФГУП, не обеспечивших утверждение KPI.

Кроме того, известно, что госкомпании по-прежнему могут принимать решения о выплате вознаграждений топ-менеджерам по своему усмотрению. Это связано с размытостью формулировок в методических указаниях и сохраняющейся возможностью обосновать те или иные выплаты без четкой привязки к достигнутым значениям KPI.

По словам экспертов, система KPI существует во всех госкомпаниях, но большинство их предпочитают не раскрывать информацию о вознаграждениях конкретных топ-менеджеров. Поэтому установить KPI и взаимосвязь между ними и доходами руководства практически невозможно.

Сам президент в марте этого года заявил, что его "задевают и коробят" очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний, однако предположил, что это можно объяснить рыночной стоимостью услуг руководителей подобного уровня. Путин отметил, что иностранным специалистам нужно платить адекватную рыночной зарплату, а руководители не получают меньше подчиненных нигде в мире. При этом президент не стал уточнять, какую разницу в зарплате руководителей и подчиненных считает справедливой.