В январе российский бюджет поставил антирекорд, впервые за десятилетие уйдя в дефицит на 0,5%
Фото NEWSru.ru
В январе российский бюджет поставил антирекорд, впервые за десятилетие уйдя в дефицит на 0,5% Власти хотят задобрить население. Четыре года назад, например, вовсю реализовывались нацпроекты, а в сегодняшней ситуации надо выигрывать убедительно, причем в первом туре. Денег на это никто жалеть не будет
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В январе российский бюджет поставил антирекорд, впервые за десятилетие уйдя в дефицит на 0,5%
Фото NEWSru.ru
 
 
 
Власти хотят задобрить население. Четыре года назад, например, вовсю реализовывались нацпроекты, а в сегодняшней ситуации надо выигрывать убедительно, причем в первом туре. Денег на это никто жалеть не будет
kremlin.ru
 
 
 
Рост бюджетных расходов действительно связан с выборами, и после них расходы, скорее всего, только увеличатся, так как население уже сегодня демонстрирует недовольство, которое будет только расти
eao.ru

В январе российский бюджет поставил антирекорд, впервые за десятилетие уйдя в дефицит на 0,5%. Госказне "помогли" щедрые предвыборные обещания вкупе с нерациональным распределением денежных потоков внутри бюджета.

Аналитики банка Credit Suisse подсчитали, что в январе российский бюджет показал худший результат за десять лет. В первую очередь неожиданное увеличение дефицита госказны связано с разбалансировкой расходных и доходных статей: в январе расходы составили 21,1% ВВП (в то время как еще в декабре они были равны 20,5% ВВП), а доходы за это же время увеличились несущественно - с 21,2 до 21,5% ВВП. Всего по итогам января бюджетный дефицит дорос до 18 млрд рублей, или 0,5% ежемесячного ВВП, приводит данные "РБК daily".

Резкий разрыв между доходами и расходами аналитики Credit Suisse объясняют двумя возможными факторами: изменением в управлении бюджетными фондами и приближающимися президентскими выборами - в феврале расходы увеличатся еще больше и вместо прогнозируемых 100 млрд составят 950 млрд рублей.

Структура январских расходов показывает, что пенсии и другие социальные выплаты составили примерно 12% ежемесячного ВВП (в январе 2011-го - 10% ВВП, а в среднем в предыдущие годы - 0,8% ВВП). Кроме того, расходы на национальную оборону и военные закупки в январе приблизились к 6,3% ежемесячного ВВП, хотя в аналогичные периоды предыдущих лет они составляли в среднем 3,4% ВВП.

Помимо этого, увеличение госрасходов могло быть частично вызвано выплатой 1,3 млрд евро правительству Кипра как часть согласованной в декабре ссуды в 2,5 млрд евро.

Как считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, "власти хотят задобрить население. Четыре года назад, например, вовсю реализовывались нацпроекты, а в сегодняшней ситуации надо выигрывать убедительно, причем в первом туре. Денег на это никто жалеть не будет".

Профессор РЭШ Константин Сонин не ожидает резкого сокращения бюджетных расходов после выборов: "Рост бюджетных расходов действительно связан с выборами, и после них расходы, скорее всего, только увеличатся, так как население уже сегодня демонстрирует недовольство, которое будет только расти".

Минфин обнаружил скрытые резервы бюджета

Проанализировав предложения "Стратегии-2020", Минфин обнаружил гораздо больший резерв оптимизации расходов консолидированного бюджета: к 2020 году их можно сократить не на 2% ВВП, а на 5,5-6,9%. Увеличить финансирование расходов, связанных с развитием человеческого капитала, Минфин предлагает на 1,7% ВВП, а не на 4%, сообщают "Ведомости".

Таким образом, вместо чистого прироста расходов на 2% ВВП у Минфина получается чистая экономия в 3,9-5,3%. Основная экономия предлагается за счет обороны и пенсионной системы. За счет сокращения штатной численности военнослужащих на 10% и сотрудников правоохранительных органов на 20%, увеличения срока службы для получения права на пенсию по выслуге лет с 20 до 25 лет и других мер бюджет может сэкономить 0,8% ВВП.

Еще 0,3% ВВП можно сэкономить, если распространить систему обязательного пенсионного страхования на военнослужащих и приравненных к ним лиц со ставкой тарифа 16% (сейчас им пенсия выплачивается из бюджета). Тогда пенсионная система сэкономит 2,26% ВВП к 2020 году - это самая масштабная статья оптимизации.

Расчеты Минфина показывают, что повышение пенсионного возраста мужчин и женщин до 63 лет начиная, как предлагает "Стратегия-2020", с 2015 года (на 6 месяцев за год) высвободит за пять лет 0,9% ВВП.

Есть и более мягкий вариант экономии - на 5,5% ВВП. Все меры те же, но способы решения и масштаб сокращения меньше. Например, в жестком варианте индексация пенсий раз в год в соответствии с уровнем инфляции экономит к 2020 году 1,5% ВВП, а в мягком - индексация на среднеарифметическое между уровнем инфляции и ростом зарплат экономит только 0,8% ВВП (сейчас пенсии индексируются по инфляции и по росту доходов Пенсионного фонда России).

Кудрин призывает повышать не налоги, а эффективность расходов

Бывший министр финансов России Алексей Кудрин высказался против возможного повышения основных налоговых ставок в России. "Повышение основных ставок налогов за исключением акцизов неприемлемо. Нужно существенно повышать эффективность расходов", - написал Кудрин в четверг в своем микроблоге в Twitter.

Эта запись стала реакцией на информацию о том, что в правительстве России обсуждается увеличение налоговой нагрузки на экономику. "Налоговый маневр" потребуется, если будущий президент не решится существенно сократить расходы на оборону, правоохранителей и государственный аппарат.

Именно увеличение расходов на оборону в прошлом году стало поводом для конфликта президента России Дмитрия Медведева и тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина. Кудрин раскритиковал политику, при которой увеличивается нагрузка на бюджет без должного обеспечения. Кудрин высказался, что не станет работать в правительстве Медведева из-за разногласий по этим вопросам. За публичную критику Медведев уволил Кудрина.