"Рособоронэкспорт" взялся за национализацию судостроительной отрасли
Архив NEWSru.ru
"Рособоронэкспорт" взялся за национализацию судостроительной отрасли
 
 
 
"Рособоронэкспорт" взялся за национализацию судостроительной отрасли
Архив NEWSru.ru

Государство в лице своего унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" планирует вернуть себе контроль над судостроительными предприятиями. По информации "Коммерсанта", чиновники уже ведут с бизнесменами переговоры о приобретении предприятий. Помешать национализации, судостроительные компании, которые зарабатывают на экспорте военных судов за рубеж, почти не могут.

Тем временем "Рособоронэкспорт", который претендует на то, чтобы стать хозяином судостроительных верфей, сам хочет получить больше независимости от государства, получив статус госкорпорации, сообщает газета "Ведомости".

Национализация судостроения

По информации "Коммерсанта", которую в госкомпнии отрицают, представители "Рособоронэскпорта" начали предварительные переговоры c Межпромбанком о покупке принадлежащих ему крупнейших судостроительных предприятий России - "Северной верфи" и Балтийского завода.

Участники рынка считают вероятным, что "Рособоронэкспорт" приобретет оба предприятия. Возможно, что, сохранив за собой контрольный пакет акций, госкомпания продаст остальные акции верфей, чтобы вернуть себе часть средств, потраченных на покупку.

Интерес к двум крупнейшим судостроительным предприятиям России вполне объясним. Именно на этих верфях строятся корабли по заказу Китая и Индии. На сегодняшний день военные экспортные контракты плюс государственный оборонный заказ и гражданские заказы двух петербуржских заводов эксперты оценивают от 1,5 до 1,9 млрд долларов. Портфель заказов "Северной верфи" с учетом сдачи в 2006 году эсминца для ВМС Китая и гособоронзаказа - 1,3 млрд долларов. Портфель гражданских заказов Балтзавода - 300 млн долларов, возможно его увеличение до 600 млн долларов.

По мнению экспертов, сопротивляться государству владелец "Северной верфи" и Балтзавода не сможет. Показательно то, что в июне 2005 года государство уже предлагало включить эти заводы в государственно-частный холдинг, контролируемый государством.

Тогда Сергей Пугачев, контролирующий Межпромбанк, которому принадлежат верфи, отказался от предложения государства. После этого у его верфей начались серьезные проблемы с госзаказом.

Было заморожено подписанное в апреле прошлого года соглашение Межпромбанка с госкомпнией "Совкомфлот" о строительстве серии сухогрузов и танкеров для сжиженного природного газа.

А в конце декабря 2005 года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству поручила реализацию контракта на постройку трех фрегатов проекта для ВМС Индии стоимостью 1,54 млрд долларов калининградскому государственному заводу "Янтарь", хотя до этого предполагалось, что контракт достанется "Северной верфи".

По мнению экспертов, без экспортных заказов верфи не рентабельны. Так что у частных владельцев просто нет выбора, либо предприятие будет приносить убытки, либо оно будет государственным.

ФГУП "Рособоронэкспорт" реформируется

Если верфи перейдут под контроль государства, то контролироваться они будут через унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", которое уже сейчас контролирует ключевые предприятия оборонного и гражданского вертолетостроения и важные оборонные машиностроительные заводы, а также "АвтоВАЗ". Также компании принадлежат пакеты акций в компаниях-производителях военной авиацинной и противовоздушной техники, стрелкового и ракетного оружия. По некоторым данным, компания планирует выйти в сегмент металлургии.

Кроме того, сотрудники "Рособоронэкспорта" являются представителями государства в советах директоров более чем 20 компаний, производящих продукцию военного или двойного назначения.

Вполне естественно, что такой огромной компании, обладающей доходом в 5 млрд долларов, сильно не хватает самостоятельности. В скором времени это может измениться. Как сообщает газета "Ведомости", "Рособоронэкспорт" собирается просить у правительства смены статуса - с федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) на особую некоммерческую организацию - госкорпорацию.

Согласно законопроекту, "Рособоронэскопорт" станет хотя и некоммерческой организацией, но целью ее существования будет предпринимательство и получение доходов "для достижения целей военно-технического сотрудничества", а также заключение сделок, доверительное управление имуществом, работа с ценными бумагами и тому подобное.

Хотя получение прибыли, подчеркивается в документе, целью ее деятельности не является. Органом управления корпорации должен быть гендиректор, который был бы вправе распоряжаться имуществом корпорации, инвестировать "временно свободные денежные средства" корпорации.

Интересно, что если ФГУПы ежегодно перечисляют государству часть прибыли, остающейся после уплаты налогов, то госкорпорация, как некоммерческая организация, прибыли лишена по определению, говорят юристы. Доход компании - ее собственность, организация никому дивидендов не платит, а прибыль направляет на собственное развитие. Сейчас в статусе ФГУПа компания должна согласовывать с собственником любые сделки, превышающие 5 млн рублей. У госкорпорации такой обязанности нет.

Если смена статуса произойдет, то "Рособоронэкспорт" получит значительную независимость от государства. Об этом в компании мечтают давно.

"Видоизменить форму собственности компании необходимо, поскольку сама форма ФГУПов себя изживает, - заявил в 2005 году глава предприятия Сергей Чемезов. - Надо искать иную форму государственной собственности "Рособоронэкспорта" - не ФГУП и не казенное предприятие, но и не акционерное общество. Это должна быть госкорпорация, наделенная законом функциями интегрированного хозяйствующего субъекта военно-технического сотрудничества и правами госзаказчика на определенные виды экспортной продукции военного назначения".