Литва угрожает России перекрыть железную дорогу в Калининград
Архив NEWSru.ru
Литва угрожает России перекрыть железную дорогу в Калининград
 
 
 
Литва угрожает России перекрыть железную дорогу в Калининград
Архив NEWSru.ru

Если ремонт нефтепровода, по которому на НПЗ Mazeikiu nafta, затянется, то Литва начнет ремонтные работы на железной дороге в Калининградскую область. Вильнюс считает, что прекращение поставок нефти – политический шаг России. Между тем, Mazeikiu nafta объявила, что компания будет работать без российской нефти.

В начале августа из-за аварии на нефтепроводе "Дружба" были полностью приостановлены поставки российской нефти в Литву. Эти проблемы в пятницу обсуждались на встрече секретаря МИД Литвы Альбинаса Янушки и временного поверенного посольства России в Литве Дмитрия Цветкова.

Позиция Литвы по этому вопросу такова, что Россия посредством экономического шантажа намеренно оказывает давление на Литву с тем, чтобы правительство страны аннулировало сделку по продаже Mazeikiu nafta польским компаниям. В ответ на это Вильнюс готов ограничить железнодорожный транзит.

"Российская сторона была информирована, что в ближайшее время могут начаться комплексные ремонтные работы на наиболее изношенных участках железной дороги, ведущих в Калининградскую область, в том числе на отрезке Кена-Кибартай. В этой связи может быть ограничено движение пассажирских поездов и сведены к минимуму перевозки некоторых грузов, в том числе военных", - цитирует "Интерфакс" осведомленный источник.

Mazeikiu nafta лишилась источника дешевой нефти

"Во время встречи было отмечено, что Литва пристально наблюдает за ситуацией с поставками нефти на Mazeikiu nafta и надеется, что так называемый ремонт нефтепровода вскоре закончится. Однако независимо от функционирования нефтепровода предприятие будет по-прежнему готово принимать нефть морем", - отметил источник.

Ранее компания Mazeikiu nafta заявила, что готовится полностью отказаться от переработки российской нефти. "В настоящее время мы переходим на другое поле – начнем перерабатывать нероссийскую нефть, и посмотрим, какие имеются возможности обеспечить поставки, если, например, потоки российской нефти будут повернуты в другом направлении, например, начнет действовать нефтепровод в Китай", - сообщил председатель правления Mazeikiu nafta Нериюс Эйдукявичюс в эфире литовского национального телевидения.

Эйдукявичюс отметил, что в условиях прекращения поставок нефти из России по трубопроводу полностью оправдал себя нефтетерминал Бутинге, с которого на мажейкяйский НПЗ доставляется привезенная танкерами нефть. "Но у нас есть и другие альтернативы обеспечения поставок", - отметил Эйдукявичюс.

"Без нефтетерминала Бутинге Mazeikiu nafta тоже действовала бы, в данном случае вопрос в том, насколько выгодно поставлять нефть через Бутинге или другими способами, насколько выгодно перерабатывать российскую нефть", - подчеркнул председатель правления литовской компании.

Отметим, что ранее министр экономики Литвы Витас Навицкас отметил, что цена тонны нефти, доставляемой танкерами из Приморска на 7,5 евро больше стоимости сырья, приходящего по нефтепроводу.

Литва подозревает, что Россия пытается расстроить сделку по продаже Mazeikiu nafta полякам

"У нас есть альтернатива, и прекращение поставок по трубопроводам, хотя это был хороший способ доставки, не является основанием ни для истерии, ни основанием думать, что Mazeikiu nafta в таких условиях не может работать", - заявил Эйдукявичюс.

Таким образом, глава Mazeikiu nafta, хотя и признал, что прекращение поставок нефти и судебные разбирательства, начатые Россией в отношении бывших руководителей YUKOS International, которая помимо прочего, контролирует часть активов Mazeikiu nafta, затрудняет сделку по продаже компании полякам, продажа предприятия не будет сорвана.

"Сделка уже продвинулась так далеко, она сконструирована так, чтобы риск ее разрыва был наименьшим", - подчеркнул руководитель компании.

Между тем, ни правительство Польши, ни польский концерн PKN Orlen не видят причин для отмены сделки по приобретению Mazeikiu Nafta в связи с приостановкой поставок нефти из России.

Как заявил министр финансов Войцех Ясинский, "нет никаких причин для PKN Orlen отказываться от (участия в – ред.) приватизации MN". Польское казначейство контролирует 27,52% акций Orlen.

Концерн придерживается такого же мнения. "Когда мы принимали решение о покупке Mazeikiu Nafta, мы рассматривали различные варианты поставок в Литву, включая различные направления и различные типы нефти", - заявил пресс-секретарь Orlen Давид Пекаж. "Поэтому остановка поставок по трубопроводу не станет причиной отмены сделки", - добавил он.

PKN Orlen покупает литовское предприятие у ЮКОСа и правительства Литвы. После получения разрешения Еврокомиссии на приобретение до 100% акций Mazeikiu Nafta PKN Orlen должна будет заплатить ЮКОСу 1,492 млрд долларов за 53,7% акций и 851,829 млн долларов Литве за 30,66% акций.

В состав Mazeikiu nafta входят мажейкяйский НПЗ, нефтетерминал в Бутинге и нефтепроводы в Литве.

Как сообщалось ранее, "Транснефть" прекратила поставки нефти на Mazeikiu nafta две недели назад в результате аварии на участке Унеча-Полоцк системы "Дружба-1", транспортировка сырья на заводы в Белоруссию продолжаются.

Глава "Транснефти" Семен Вайншток не исключил в среду, что "Транснефти", возможно, придется полностью прекратить поставки по этой системе. "Это может случиться. Продолжительность жизни трубопровода, согласно промышленным нормам, - 30 лет. "Дружба-1" - это 42 (года – ред.). Он сделан из металлов, которые в настоящее время запрещены", - пояснил он.