Почти 800 млрд рублей потребуется в ближайшие три года для реализации всех проектов, уже утвержденных комиссией президента Дмитрия Медведева по модернизации
Архив NEWSru.ru
Почти 800 млрд рублей потребуется в ближайшие три года для реализации всех проектов, уже утвержденных комиссией президента Дмитрия Медведева по модернизации Что касается бюджетного финансирования, Минфин пока ориентируется на меньшие суммы, чем обозначены в сводной таблице проектов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Почти 800 млрд рублей потребуется в ближайшие три года для реализации всех проектов, уже утвержденных комиссией президента Дмитрия Медведева по модернизации
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Что касается бюджетного финансирования, Минфин пока ориентируется на меньшие суммы, чем обозначены в сводной таблице проектов
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Заявки сейчас прорабатываются и проверяются", - подчеркнул Кудрин
Вести

Почти 800 млрд рублей потребуется в ближайшие три года для реализации всех проектов, уже утвержденных комиссией президента Дмитрия Медведева по модернизации, пишет газета "Ведомости".

Сотрудники экспертного управления администрации президента свели в одну таблицу все проекты, уже утвержденные комиссией Медведева по модернизации. Речь идет о 38 проектах по пяти направлениям работы комиссии (компьютерные и ядерные технологии, космос, медицинская техника, энергоэффективность) и создании центра инноваций в Сколкове.

Все эти начинания требуют больших затрат: в этом году необходимо потратить 187,39 млрд рублей, в следующем - 381,56 млрд рублей, 229,9 млрд - в 2012 года. Правда, из описаний проектов следует, что финансироваться они будут в основном из внебюджетных источников: 115,9 млрд рублей - в этом году, 313,91 млрд рублей - в следующем и 142,32 млрд рублей - в 2012 году. Источники эти - гранты и кредиты, участие институтов развития, пояснил сотрудник администрации президента.

- Минфин против транжирства

Что касается бюджетного финансирования, Минфин пока ориентируется на меньшие суммы, чем обозначены в сводной таблице проектов, рассказал "Ведомостям" министр финансов Алексей Кудрин. Это 29,15 млрд рублей на этот год, 53,4 млрд рублей - на 2011 год и 74,1 млрд рублей - на 2012 год. "Заявки сейчас прорабатываются и проверяются", - подчеркнул Кудрин.

Самой дорогой оказалась модернизация энергоснабжения. На проект "Считай, экономь и плати" (установка счетчиков) может уйти больше половины всей запрашиваемой суммы - 407,26 млрд рублей за три года, но 368 млрд рублей приходится на внебюджетные источники. На втором месте по затратам - проект "Новый свет" (переход на энергосберегающие лампочки), он в ближайшие три года потребует 124,88 млрд рублей (123,5 млрд рублей из внебюджетных источников). Третье место по затратам занял проект из раздела "Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение", который предполагает автоматизацию информационных потоков при получении социальных услуг (включая внедрение социальной карты). На него предполагается истратить 69,53 млрд рублей, из которых 38,55 млрд рублей должны поступить из федерального бюджета. Самый дешевый проект - создание опытной зоны оптических магистралей повышенной пропускной способности - потребует лишь 10 млн рублей. Проект опытный, в масштабах всей страны он пока не оценивается, потому и не требует существенных вложений, объяснил сотрудник пресс-службы Минкомсвязи.

Есть в таблице проекты, которые вообще не требуют никаких затрат. Например, "Переход на проведение аукционов в электронном виде в рамках размещения государственного заказа" - самофинансируемый, объясняет чиновник администрации президента: сначала площадки будут получать до 3000 рублей за каждую процедуру от выигравшего тендер поставщика, а затем зарабатывать на управлении средствами, вносимыми в обеспечение заявок (5% от суммы).

И 10 трлн мало...

Почти триллион на инновационные проекты - "нормальная сумма", считает президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова, сопоставимый уровень затрат был и в Японии, и в Корее в их модернизационные периоды. Главная проблема этих проектов - не в финансировании, а в их разобщенности, говорит она: "Без единого системообразующего проекта эти проекты - как лебедь, рак и щука модернизации. Точечное решение некоторых проблем сильно снижает уровень целевой эффективности".

"798 млрд рублей - недостаточно для модернизации, и 10 трлн рублей тоже будет мало, - иронизирует партнер ФБК Игорь Николаев. - Сейчас ключевой вопрос - не в сумме, а в среде. Чтобы проводить модернизацию, надо реформировать институты". Спрос на инновации может возникнуть только в здоровой, конкурентной экономике, говорит он, а в нынешней среде велика вероятность того, что средства будут потрачены неэффективно.

Минфин не против выделять деньги только на госпрограммы покрупнее

Правительство на своем заседании 20 мая намерено рассмотреть "Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", подготовленную Минфином и предложенную Белому дому еще в начале апреля 2010 года, пишет "Коммерсант".

Неформальное рассмотрение программы прошло в Белом доме 14 мая на расширенной коллегии Минфина и Минэкономики в присутствии премьера Владимира Путина. Премьер программные принципы Минфина не отверг. Тем не менее существенные детали программы ведомства вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина продолжает оспаривать ведомство министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной. Однако, как полагает газета, Алексей Кудрин явно намерен перехватить инициативу по ключевым параметрам программы.

Одними из таких параметров являются госпрограммы, которые, по логике Минфина, должны заменить собой нынешний механизм госинвестиций. Если в четверг правительство одобрит программный документ по повышению эффективности бюджетных расходов от Кудрина и сопровождающий его план мероприятий, то до конца мая 2010 года правительству придется утвердить и перечень государственных программ вместе с ответственными исполнителями.

Официально разработкой госпрограмм занимается Минэкономики, уже подготовившее список из 44 программ. Список оказался почти точной копией "Перечня проектов по реализации основных направлений деятельности правительства РФ" (ОНДП), утвержденного еще в ноябре 2008 года. В те времена в Белом доме еще не обсуждали всерьез планов по ликвидации ФЦП как инструмента госинвестиций - разрабатывавшиеся тогда "карты проектов" представлялись основным элементом системы долгосрочного целевого бюджетного финансирования, отмечает "Коммерсант".

В Минфине с нынешним списком госпрограмм Минэкономики согласны только "процентов на 80". Вчера глава департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексей Лавров сообщил, что, по версии финансового ведомства, госпрограмм должно быть не 44, а 35. "Надо покрупнее сделать",- пояснил Лавров. Своего перечня предлагаемых госпрограмм Минфин не раскрывает. Тем временем вчера Алексей Кудрин дал понять, что время, отведенное на теоретические споры Минфина и Минэкономики, закончилось. Глава Минфина сообщил, что 27 мая или 3 июня правительство рассмотрит основные сценарные условия развития экономики РФ (их готовит Минэкономики). При этом Алексей Кудрин заранее объявил, что предложенные ведомством Эльвиры Набиуллиной параметры прогноза его не устраивают - в первую очередь нет согласия в прогнозируемой цене на нефть.

Консервативный Минфин настаивает на прогнозе среднегодовой цены 70 долларов за баррель, а Минэкономики, призванное обеспечить экономический рост, предлагает рассчитывать бюджет, исходя из более высокой цены 76 долларов за баррель. Разногласия ведомств Алексей Кудрин объяснил тем, что прогноз Минэкономики предоставит участникам бюджетного процесса более мягкие условия - 3,3% бюджетного дефицита на 2011 год (что вызовет, в свою очередь, более беспечный подход к формированию расходной части), Минфин же предлагает более жесткие условия как по дефициту бюджета (4%), так и по формированию его расходной части в 2011 году.