Россияне не стремятся открывать свой бизнес, мечта большинства - стать чиновником
Фото NEWSru.ru
Россияне не стремятся открывать свой бизнес, мечта большинства - стать чиновником
 
 
 
Россияне не стремятся открывать свой бизнес, мечта большинства - стать чиновником
Фото NEWSru.ru

Лишь 7% россиян вовлечены в предпринимательство. Остальные даже не рассматривают для себя такую возможность. Такие цифры содержатся в ежегодном национальном отчете "Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012". Его Торгово-промышленной палате представила доцент Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета, руководитель национальной команды GEM Ольга Верховская.

В седьмой раз представляя результаты национального исследования, его авторы сообщили, что 2012 год отличился уменьшением по сравнению с 2011 годом намерений новичков прийти в бизнес. Таких 2%. Более низкого показателя по возможному притоку свежих сил не было зарегистрировано не только в других странах, но и в самой России с 2006 года.

Если еще в 2010 и 2011 годах студенты демонстрировали заметный уровень предпринимательских намерений (8,5 и 5,7% соответственно), то в 2012 году только 1% отметил, что в ближайшие три года планируют открыть собственное дело. Гораздо привлекательней сейчас для молодежи госслужба и наемная работа в крупных компаниях, комментирует результаты исследования "Российская газета".

Такая же тенденция отмечалась, кстати, в кризисном 2009 году. Невысока и активность безработных, которые практически перестали рассматривать создание своего бизнеса как альтернативу наемному труду. "Если в 2011 году каждый шестнадцатый безработный был готов открыть его, то теперь только каждый тридцатый", - говорит Верховская.

Причины непопулярности предпринимательства в России объясняются не только структурой экономики, но и негативной оценкой населения возможностей и условий для бизнес-старта. Только 13% опрошенных оценивают эти условия как благоприятные. 20% российских предпринимателей вообще не планируют создание новых рабочих мест. Это в два раза больше, чем в 2011 году.

Кроме того, российские предприниматели выбирают те сферы деятельности, которые обеспечивают быструю окупаемость вложений и не предполагают существенных инвестиций. 45% малых компаний в 2012 году навсегда ушли из бизнеса. Половина из-за отсутствия финансов. В 2013 году исход может продолжиться.

И среди них, не исключила Верховская, будут те самые индивидуальные предпринимателей, для которых в два раза, с 17 до 36 тысяч рублей с 1 января этого года повысились страховые взносы.

Данные GEM, по ее словам, свидетельствуют, что в 2012 году более 35% предпринимателей были "вынужденными", то есть пришли в бизнес, потому что не имели других возможностей трудоустройства.

Приблизительно столько же из них за счет своего бизнеса пытались поддержать семейный доход. "Для значительной части российских предпринимателей свой бизнес - это возможность свести концы с концами, поэтому увеличение ежегодных затрат даже на 20 тысяч рублей для них очень ощутимо", - поясняет Верховская.

Неудивительно, считает она, что увеличение страховых взносов привело к закрытию большого числа фирм. Кто-то, возможно, "ушел в тень", а кто-то прекратил деятельность. И то, и другое нельзя рассматривать как положительное явление, в том числе и для пенсионной и налоговой системы, подчеркнула она.

Только 3,8% респондентов отметили, что планируют открыть бизнес в ближайшие три года. В Японии и Норвегии, идущих следом за Россией по этому показателю, индекс предпринимательских намерений в 2012 году составил 5,4 и 6,7% соответственно. Для стран БРИКС в среднем этот показатель составляет около 21%. По странам Восточной Европы - 24%.

Зато бизнес-активность среди мигрантов в России составляет 7,4%, что выше, чем среди россиян (только 4%). Мигрантов, которые предпринимали в последний год попытки по созданию бизнеса, вдвое больше, чем "местных" предпринимателей - 5,3% против 2,4%.

Также особенностью российского предпринимательства является ориентация исключительно на внутренний рынок: более 90% предпринимателей из РФ отметили, что ориентированы исключительно на российский рынок. Зарубежных потребителей имеют лишь около 5% компаний, в то время как по другим "ресурсно ориентированным" экономикам таковых не менее трети.

Глобальный мониторинг предпринимательства в настоящее время является крупнейшим в мире исследованием предпринимательской активности. В 2012 году в нем приняли участие почти 20 тысяч респондентов из 69 стран, где проживает 74 процента населения земли и создается 87% мирового ВВП.