После более чем 10-летнего перерыва Россия успешно вернулась на международные рынки облигаций: на волне увлечения развивающимися рынками она в четверг привлекла 5,5 млрд долларов
Архив NEWSru.ru
После более чем 10-летнего перерыва Россия успешно вернулась на международные рынки облигаций: на волне увлечения развивающимися рынками она в четверг привлекла 5,5 млрд долларов
 
 
 
После более чем 10-летнего перерыва Россия успешно вернулась на международные рынки облигаций: на волне увлечения развивающимися рынками она в четверг привлекла 5,5 млрд долларов
Архив NEWSru.ru

После более чем 10-летнего перерыва Россия успешно вернулась на международные рынки облигаций: на волне увлечения развивающимися рынками она в четверг привлекла 5,5 млрд долларов, пишет InoPressa.ru со ссылкой на The Wall Street Journal.

Коэффициент внешнего долга к ВВП у нее мизерный - 7%, дефицит бюджета за прошлый год - 5,9%, инвалютные резервы колоссальные, а кредитные дефолтные свопы намного дешевле, чем у Греции, Португалии или Испании, поясняет издание.

Поэтому российские облигации пользуются бешеным успехом, хотя их доходность всего на 125-135 базисных пунктов выше, чем у гособлигаций США. Но сильная сторона России - одновременно ее "ахиллесова пята", считает издание, рекомендуя Москве для диверсификации экономики обуздать инфляцию, улучшить климат для бизнеса и инвестиций, укрепить верховенство закона.

Россия впервые после финансового кризиса 1998 года возобновила займы за границей, отмечает The New York Times. Она выпустила гособлигации на общую сумму 5,5 млрд долларов, и инвесторы хорошо их приняли, пишет газета. Это знак того, как далеко ушла Россия с 1998 года: сегодня инвесторы оценивают риск дефолта Калифорнии выше, чем дефолта России, замечает автор. Спред облигаций Калифорнии - на 225 базисных пунктов выше, чем у гособлигаций США, а российских - на 125-135.

Собственно, у российского правительства нет необходимости во внешних займах, так как оно может покрывать бюджетный дефицит из золотовалютных запасов, которые с прошлого года выросли на 80 млрд долларов, полагает издание.

Российское руководство объясняет свой шаг желанием диверсифицировать источники покрытия дефицита, снизить планку для коммерческих кредитов и сохранить резервный фонд на случай обвалов цен на нефть в будущем. Эмиссия облигаций - это пробный заем, призванный уладить отношения с банками и ослабить сопротивление некоторых сил в российском правительстве идее внешних долгов, считает Николай Подгузов, аналитик банка "Ренессанс Капитал".

"Прошло много времени с тех пор, как они выходили на этот рынок, а цены на нефть и рост резервов выглядят хорошо с точки зрения макроэкономики. Спрос на качественные бумаги развивающихся стран выше, чем я когда-либо видел", - цитирует BFM. ru одного из основателей нью-йоркского Firebird Fund Яна Хуга, активно вкладывающегося в российский рынок.

Несмотря на низкий уровень публичного долга России по отношению к ВВП страны и даже скромную сумму займа, экономисты считают, что возвращение России на международный рынок займов на низких процентных ставках затруднит для государства в будущем борьбу с ростом расходов — так как бюджет все больше становится зависимым от цен на нефть.

"Возвращение России на рынок еврооблигаций может распалить аппетиты чиновников, - опасается экономист инвесткомпании "Тройка Диалог" Антон Струченевский. — Чем дешевле деньги, тем меньше стимулов менять бюджетную политику".

"Похоже, что годы жесткой фискальной политики, проводимой министром финансов Алексеем Кудриным, завершаются с выходом России на международный рынок", — пишет FT.

В результате кризиса России не удалось избавиться от нефтяной зависимости — бюджет стал еще более привязан к ценам на нефть. Это делает экономику более уязвимой для ценовых шоков, которые уже отбросили российский ВВП до -9% в прошлом году, напоминает издание.

"Дефицит бюджета за последние годы резко возрастает», — отмечает представитель Международного валютного фонда в России Одд Пер Брекк. Без учета доходов от продажи нефти, он составлял 15% от российского ВВП в 2009 году. С учетом же нефтяных поступлений, дефицит составит более 3% в этом году — против 6,8%, прогнозируемых правительством.

Большая часть государственных антикризисных расходов превратились в постоянные меры, как, например, вливания средств в регионы, вместо развития инфраструктуры и адресной социальной поддержки, которые можно было бы свернуть после восстановления экономики, отметил Брекк. "Эти растущие траты может оказаться сложным отменить или компенсировать", — опасается экономист.

Постоянно опасаясь социального недовольства из-за экономического кризиса, российское правительство в течение последних нескольких лет увеличивало пенсионные расходы на 32% в год. В этом году такие траты вырастут еще на 42%. Помимо этого, выступая перед Госдумой на этой неделе, российский премьер-министр пообещал также повышение зарплат бюджетникам.

Глава Минфина России Алексей Кудрин собирался сократить дефицит, напоминает издание. "Он ломает копья с политически поддерживаемыми государственными нефтяными баронами в попытках сократить налоговые каникулы для разработки новых месторождений, которые могут принести дополнительные 4 млрд выручки в этом году. Также он рассматривает возможности роста подоходного налога", — напоминает FT.