Россия увеличит добычу нефти и остановит рост цен на бензин при помощи дифференцированного налога
Архив NEWSru.ru
Россия увеличит добычу нефти и остановит рост цен на бензин при помощи дифференцированного налога
 
 
 
Россия увеличит добычу нефти и остановит рост цен на бензин при помощи дифференцированного налога
Архив NEWSru.ru

Введение дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) позволит нефтяникам разрабатывать старые месторождения и осваивать новые, что позволит стимулировать добычу нефти и прекратить рост цен на бензин. На заседании правительства Герман Греф заявил, что введение дифференциации НДПИ уже с 2007 года "критически важно".

Работа над законопроектом о дифференциации НДПИ, которая велась одновременно Минфином, Минэкономразвития и Минпромэнерго более полутора лет, практически завершена, сообщил "Интерфаксу" источник в одном их этих ведомств.

Как следует из доработанной версии законопроекта, налоговые каникулы по НДПИ, то есть нулевая ставка налога, сроком на 10-15 лет или до достижения выработанности месторождения до 20% будут предоставляться компаниям, начинающим освоение новых участков, сообщает газета "Бизнес".

При этом действие льготного периода налогообложения сроком на десять лет будет начинаться с момента выдачи эксплуатационной лицензии, а на 15 лет - с момента выдачи лицензии на разведку и добычу нефти.

Кроме этого, в законопроекте предусмотрено снижение ставки НДПИ по выработанным более чем на 80% месторождениям. Правда, до последнего времени Минфин настаивал, чтобы понижающие коэффициенты по НДПИ устанавливались для месторождений, выработанных на 85%. Также планируется ввести понижающие коэффициенты, достигающие максимума при выработанности в 100%.

Не исключено, что льготы по НДПИ не будут предоставляться в случае, если разрабатываемое месторождение окажется "слишком эффективным". По расчетам МЭРТ, бюджет России в случае принятия законопроекта будет терять около 50-70 млрд рублей в год.

По мнению аналитиков, основная заслуга в принятии законопроекта принадлежит лоббировавшим его крупным компаниям: в первую очередь "Роснефти", "Сургутнефтегазу" и "Газпрому". Законопроект выгоден нефтяникам, поскольку выработанные скважины рентабельны только при высоких ценах на нефть. Но если нефть дешевеет, добыча становится невыгодной, скважины консервируют, а дорогостоящий природный ресурс остается в земле.

Благодаря продлению налоговых каникул нефтяники смогут полноценно проводить геолого-разведочные и буровые работы, то есть на первых этапах разведки и освоения компании смогут по крайней мере не нести убытков.

За скорейшее введение дифференцированного налога ратуют и президент, и правительство. 16 марта на встрече с министрами энергетики стран "восьмерки" Владимир Путин, посетовавший на замедление темпов роста добычи нефти, порекомендовал правительству и Думе не затягивать с принятием нового закона: "Надеюсь, уже в ближайшие месяцы Дума примет законы и по НДПИ, и по новым правилам использования недр, и по правилам участия иностранного капитала в этих процессах, которое, конечно, предполагается", - сказал Владимир Путин.

Герман Греф на заседании правительства заявил: "Несмотря на резкое замедление нефтяного сектора, нефтегазовый сектор остается локомотивом роста. Критически важным является введение дифференциации НДПИ уже с 2007 года. Ни в коем случае нельзя откладывать, и так уже опоздали с этим решением".

По мнению Германа Грефа, введение дифференцированной ставки НДПИ на выработанные месторождения в среднесрочной перспективе приведет к прекращению падения добычи нефти на этих месторождениях.

При этом, по его словам, через пять лет произойдет рост добычи, в первую очередь, на мелких месторождениях, на которых сейчас добывать невыгодно. Он сказал, что это даст рост добычи от 5 до 8 млн. тонн нефти.

Принятие нового закона вместе с освоением новых месторождений в Восточной Сибири позволит, по словам Грефа, добыча нефти в 2009 году вырастет до 507 млн тонн. "Без реализации этих мер в 2009 году будет не более 490 млн тонн", - отметил минэкономразвития. При этом экспорт нефти, по его словам, вырастет в 2009 году до 283 млн тонн.

Что касается цен на бензин, то именно существующую сейчас систему сбора НДПИ аналитики считают одной из причин роста внутренних цен на топливо. В настоящий момент НДПИ жестко привязан к стоимости нефти на мировом рынке. Следовательно, чем дороже "черное золото", тем больше налогов платит нефтяная компания.

При этом фискальные органы не интересует, ушла ли добытая нефть на экспорт или превратилась в бензин. Так что доля налогов в цене тонны нефтепродуктов увеличивается по мере роста котировок на мировых нефтяных биржах. Введение дифференцированного налога, по мнению экспертов, поможет, по крайней мере, затормозить рост внутренних цен на топливо.