Министерства придумали, на какие цели можно потратить еще 2 трлн рублей
Архив NEWSru.ru
Министерства придумали, на какие цели можно потратить еще 2 трлн рублей
 
 
 
Министерства придумали, на какие цели можно потратить еще 2 трлн рублей
Архив NEWSru.ru

Несмотря на дефицит бюджета, министерства и ведомства выставили правительству счет еще почти на 2 трлн рублей. Эта сумма необходима им в ближайшие три года для выполнения всех поручений президента и премьер-министра, пишет газета "Ведомости", приводя список проектов федеральных целевых программ (ФЦП), которые необходимо финансировать с 2011 году. Этот список передан Минэкономразвития в аппарат правительства. Речь идет о 21 новой программе и продлении действия трех завершающихся.

"Этот список - грандиозное увеличение крупномасштабных инвестиционных и научно-технических проектов, нужных для решения системных проблем государства. Но к нему надо относиться осторожно, так как программы пока не обоснованы госзаказчиками", - объясняет чиновник Минэкономразвития.

- Кудрин обещает, что дефицит бюджета России в 2010 году будет не выше 7%

Высокопоставленный чиновник Минфина назвал этот список "полным отрывом от реальности". Сумма запросов произвела впечатление даже на рядовых сотрудников аппарата правительства, делится с "Ведомостями" чиновник, участвовавший в обсуждении перечня. "Говорить об увеличении бюджетных расходов почти на 2 трлн рублей в то время, когда речь идет о дефиците казны, мягко сказать, странно", - комментирует он. Сумма очень большая, согласен сотрудник Минфина: из-за кризиса в 2009 году финансирование ФЦП было сокращено на 30%, а в бюджете этого года на 51 ФЦП выделено чуть больше 740 млрд рублей. "Невозможно начинать новые программы, когда не финансируются старые, и собирать ком нефинансируемых расходов", - резюмирует он.

В перечне Минэкономразвития указано, что восемь новых программ появилось там по прямым поручениям президента, еще шесть - по поручениям премьер-министра, а остальные семь программ - по так называемым "иным поручениям". Тем не менее этот список будет сокращен или "практически обнулен", считает высокопоставленный чиновник Минфина. "ФЦП в перечне - не икона, решение по их финансированию будет приниматься после того, как она будет параметрически описана", - соглашается сотрудник Минэкономразвития. В правительстве пока представленный список не обсуждался, говорит сотрудник аппарата правительства. Он полагает, что в итоге будут приняты не все программы.

"У чиновников есть такое правило: проси больше, получишь меньше. Но этого “меньше” будет больше чем достаточно", - комментирует запросы министерств партнер ФБК Игорь Николаев. Большой запрос бюджетных средств от министерств и ведомств - последний раунд в борьбе за уходящий ресурс, говорит директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. "ФЦП на практике оказались не самым удачным инструментом бюджета, который доживает последние дни. В соответствии заявленным целям Минфина весь бюджет переходит на систему долгосрочных целевых программ, который не стыкуется с ФЦП ни по смыслу, ни по духу", - пояснил он.

Неэффективность ФЦП признают и кураторы программ. Например, большая часть программ, за которые отвечает Минобороны, не выполнена, говорит сотрудник министерства. Причину неэффективности ФЦП он видит не столько в том, что "вокруг этих программ, как и вокруг госзакупок, крутятся всякие сомнительные бизнесмены", а в том, что по своей природе ФЦП обычно предусматривает паритетное финансирование за счет бюджета и за счет средств частных компаний, "а этих средств нет". Если программа, скажем, предусматривает закупку линии из 10 станков, а за счет бюджета покупается пять, то линия все равно некомплектна и программа в этом пункте не выполняется, жалуется он.

"Я не помню ни одной ФЦП, которая была бы выполнена на 100% в отведенные ей сроки", - согласен и сотрудник Минэкономразвития. В то же время "никаких указаний о том, что этот формат финансирования изменится на другой, не поступало и ФЦП на следующий программный период продолжают готовиться", признался сотрудник Минобороны.