История с введением 10%-ной комиссии за досрочное расторжение вкладов не прошла бесследно для Альфа-банка. Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предложила Альфа-банку вернуть деньги по-хорошему, а девять бывших вкладчиков подали на банк в суд.
Альфа-банк стал одним из главных героев недавнего банковского кризиса. Именно у его отделений выстроились самые большие очереди. Тогда, чтобы охладить пыл вкладчиков, Альфа-банк ввел комиссию за досрочное расторжение депозитов. Сначала она составляла 5%, а с 7 июля - 10%. После отмены комиссии 17 июля Альфа-банк объявил, что она принесла ему 4 млн долларов, отмечают "Ведомости".
Эксперты сразу усомнились в законности комиссии, ведь Гражданский кодекс обязывает банк по первому требованию вернуть любой вклад, даже если его срок не истек. "Банк обязан в любом случае вернуть вкладчику сумму вклада и не может уменьшить ее путем взыскания штрафных санкций", - говорится в комментариях к ГК. Однако у Альфа-банка, по словам заместителя главного управляющего директора Олега Туманова, другое мнение: договор банковского вклада предусматривает право банка устанавливать комиссию на покрытие издержек, что банк и сделал.
Доводы банка вкладчиков не убедили. Девять его бывших вкладчиков уже подали иски в суды общей юрисдикции и к мировым судьям с требованием вернуть комиссию, удержанную при досрочном расторжении вклада. Общая сумма этих исков - около 550 тысяч рублей, но в случае успеха вкладчиков суммы, несомненно, возрастут.
Кроме того, судиться с Альфа-банком собирается Конфедерация обществ потребителей. Для начала КонфОП направила письмо президенту банка Петру Авену с просьбой вернуть незаконно изъятую комиссию.
Интересно, что банк не отказывается вернуть деньги. Однако сначала руководство хочет отсудить их у СМИ, которые, как считают в банке, и стали причиной кризиса и проблем. "Кризис не был спровоцирован нашими действиями или финансовым положением, прежде всего это произошло из-за публикаций, искажающих действительность и спровоцировавших панику вкладчиков Альфа-банка", - заявили в пресс-службе. Поэтому в банке считают, что компенсировать все издержки должны некие "недобросовестные СМИ".