Прогнозировать рост цен на продовольствие в России можно по ценам производителей
Города и Страны
Прогнозировать рост цен на продовольствие в России можно по ценам производителей
 
 
 
Прогнозировать рост цен на продовольствие в России можно по ценам производителей
Города и Страны

Прогнозировать рост цен на продовольствие в России можно по ценам производителей, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на обзор "ВТБ капитала". Как подсчитал главный экономист "ВТБ капитала" по России Александр Исаков, рост или падение цен производителей продуктов приводит к изменению потребительских цен не сразу, а через два-три квартала.

По мнению эксперта, это позволяет точнее прогнозировать потребительскую инфляцию, а связь между наценками продавцов и ценами производителей может быть надежным опережающим индикатором потребительских цен.

Под наценкой аналитики "ВТБ капитала" понимают наценку посредников и розничную наценку. Чтобы ее рассчитать, нужно вычесть все остальное. Конечная цена товара включает цену и наценку производителя, уплаченные НДС и акцизы, стоимость транспортировки и себестоимость продаж, а также розничную наценку.

Величина наценки зависит от многих факторов, что препятствует полному переходу инфляции производителей в инфляцию потребителей, отмечают в "ВТБ капитале". Самая маленькая наценка у белого хлеба - меньше 4% от розничной цены, так как это товар первой необходимости.

Минимальна наценка и у товаров с небольшим сроком хранения - хлеб, сыр, молочные продукты. Возможно, продукты с маленьким сроком хранения привлекают основной поток посетителей, также есть риск истечения срока годности.

Самая большая наценка - у минеральной воды, а также у вин, соли, кофе, соков. Так, на производство минеральной воды уходит всего 1,5-5 рублей за литр, поэтому ритейлеры могут выставить потребителю и 30 рублей за литр.

Зависят наценки и от других факторов - например, производитель может ограничить частоту пересмотра цены.

Цена зависит от категории, качества и среднерыночной цены товара, спроса со стороны покупателей и предложения поставщиков, рассказал газете представитель розничной группы Х5. На товары первой необходимости и самые свежие продукты наценка минимальна, вплоть до нуля, а на премиальные товары может быть высокой, говорит он.

На социально значимые товары наценка и вовсе не может превышать 10% по закону, напоминает сотрудник другого крупного ритейлера, а остальные товары это, как правило, компенсируют - наценка на них выше, поскольку даже при 10% продавец ничего не зарабатывает на товаре и даже несет потери. В среднем наценка на продовольствие - около 20%, говорят эксперты. Это подтверждают и расчеты экономистов "ВТБ капитала", по оценкам которых в среднем наценка составляет 20-30%.

Розничная цена на продукты действительно связана с изменением цен производителей, но есть и другие факторы - доходы населения, импорт, связанный с валютным курсом, отмечают специалисты. Кроме того, продовольственные цены зависят от доли импорта: даже если запасы урожая не исчерпаны, а стоимость импортной продукции из-за ослабления рубля растет, цены внутренних производителей следуют за зарубежными, а не наоборот.