Спецпредставитель ЮНЕСКО по Центральной Азии Сергей Лазарев вручил президенту Киргизии Розе Отунбаевой сертификат о включении в перечень культурного наследия этой организации горы Сулеймана.
Церемония прошла в среду в "южной столице" республики - городе Ош, где и расположена эта гора, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
"По преданию, здесь жил пророк Сулайман (Соломон. - Прим. ред.), и теперь, после включения ее в список ЮНЕСКО, она станет почитаемой во всем мире", - сказала Р. Отунбаева.
Она подчеркнула, что "эта священная гора веками оказывала влияние на мировоззрение" киргизского народа.
Это первый объект в Киргизии, включенный в перечень культурного наследия ЮНЕСКО.
Что рассказывают о Сулейман-горе
Гора Тахт-и-Сулейман ("Трон Соломона", "Соломонова гора") расположена в центре Оша. Как отмечает агентство Фергана.News, заметная отовсюду островерхая глыба намагничивает внимание, днем и ночью волнует воображение, окруженная ореолом легенд.
Как рассказывают аксакалы, в незапамятную старину Бог наградил Сулеймана (библейского пророка Соломона) за мудрость и благочестие, подарив ему каменный трон, поднять который могли только 500 джинов.
Повинуясь воле праведного царя, джины перенесли его трон на край света, в благоухающую свежестью долину с ожерельем из снежных вершин. Сулейман тотчас же захотел сделать эту благословенную землю плодородной и населенной, а потому повелел грозным духам убрать все препятствия на пути ледниковых потоков и прорубить среди скал русло бурной реки Ак-буры...
По данным археологических раскопок на склоне Сулейман-горы около 3000 лет назад существовало поселение, по многим признакам схожее с памятниками Чустской культуры эпохи поздней бронзы.
Во времена расцвета Шелкового Пути, одна из главных ветвей которого проходила из Китая через Алайский хребет в Ферганскую долину, здесь в мирном соседстве селились жрецы азиатских религий: тенгрианства, зороастризма, буддизма и манихейства. Поэтому гора служила местом обязательного паломничества путешественников самых разных племен и народов, испрашивавших у своих богов покровительства торговым караванам.
А в Средневековье, начиная с IХ века, Ош, уже известный в письменных источниках как крупный город, сделался одним из центров исламской религии в Средней Азии. На восточной вершине Тахт-и-Сулейман, на высоте 150 метров была возведена мечеть. По мусульманскому преданию, внук Темура и правитель Ферганы Бабур увидел на гладкой каменной плите вмятины, оставшиеся от колен и лба молившегося здесь Сулеймана.
Совершить поклонение святой горе сегодня можно за полтора часа. От смотровой площадке вдоль южного склона ведет относительно пологая тропа на вершину. Склон знаменит местами, исцеляющими от болезней или дарящими религиозные озарения. В одном из мест паломники с трудом протискиваются в недра узкой пещеры, со свода которой по каплям стекает вода. Если капля упадет на темя, голову должны покинуть неправедные мысли, а сердце - печаль...
Автор репортажа с Сулейман-горы вспоминает, как однажды ему пришлось стать свидетелем спора между смотрителями святыни и иностранным гидом туристической группы. Добросовестно рассказав соотечественникам легенду, молодой человек в европейской одежде неожиданно обратился к старикам: "Разве вы не знаете, что для правоверного мусульманина поклоняться камням, деревьям, "целебным" источникам или могилам "святых" - смертный грех, кощунство, язычество?"
"Не учите нас, уважаемый, как нам верить величию и чудесам Аллаха. Этому нас научили наши предки", - осторожно, но твердо ответили аксакалы.