Нынешняя система исполнения наказаний не исправляет людей, а портит, считает иеромонах Макарий (Маркиш)
rusk.ru
Нынешняя система исполнения наказаний не исправляет людей, а портит, считает иеромонах Макарий (Маркиш)
 
 
 
Нынешняя система исполнения наказаний не исправляет людей, а портит, считает иеромонах Макарий (Маркиш)
rusk.ru

Представители христианских конфессий России полагают, что Церковь должна принять участие в реформе системы исполнения наказаний в стране.

Руководитель Службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии Русской православной церкви иеромонах Макарий (Маркиш) - известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека", считает чрезвычайно важным сотрудничество Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). По его мнению, оно должно стать гораздо более широким и глубоким, чем сейчас.

Сегодня это сотрудничество "направлено на какое-то поддержание усилий нынешней системы исполнения наказаний в том виде, как она есть. Но традиционным религиям - а Церкви - в первую очередь - нужно принять участие в коренной реформе системы исполнения наказаний", - сказал он, комментируя для Regions.ru планы Минюста развивать сотрудничество с Церковью.

"Об этой реформе шла речь на последнем заседании государственного совета, который возглавил президент Дмитрий Медведев, в феврале в Вологде. Дело в том, что нынешняя система исполнения наказаний не исправляет людей, а портит. Тут можно упомянуть пословицу, которая распространена по всем континентам: "Бывает, что хорошие люди попадают в тюрьму, но большая редкость - хорошие люди, выходящие из тюрьмы". Хотя наши лагеря и называются "исправительно-трудовыми", те, кого нужно было исправить, - не исправляются, а тех, кто меньше был злу подвержен, тюрьма ломает и портит", - сказал иеромонах.

"Места заключения надо переналадить на раздельное содержание заключенных. Православная церковь вместе с другими конфессиями там должна работать. Важно, чтобы заключенные от момента приговора или ареста до момента выхода на свободу не имели возможности контакта с осужденными, но общались только с теми, с кем общество и правоохранительные органы считают нужным для осужденных иметь контакт. Важно, чтобы мы не меняли тюремный этнос, тюремный "закон" и прочая и не адаптировались к этим явлениям, но чтобы хребет этого был сломан раз и навсегда. В этом деле без помощи традиционных религий не обойтись", - заключил он.

Директор центра семьи римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Эдуард Шатов напомнил, что человеческая совесть формируется, в том числе, и под влиянием религиозных ценностей.

"Религия, несомненно, должна приходить на помощь в сложные моменты жизни человека. Ведь совесть человеческая формируется под влиянием различных ценностей, в том числе религиозных. Церковь должна выражать свою позицию, и важно, чтобы к ней прислушались. Особенно важно это, когда дело касается бедных: именно Церковь должна защищать их достоинство и права. Потому что если богатый человек имеет деньги, он может нанять адвоката, заняться своей собственной защитой, сам о себе позаботится. А бедняков должна защищать Церковь", - сказал он.

"В западноевропейских странах, естественно, в местах лишения свободы есть капелланы, чтобы тем, кто осознал свою вину, помочь пойти за Христом, выбрать путь добра, научиться жить по-новому. При этом во многих западноевропейских тюрьмах есть капелланы всех конфессий и религий, которые присутствуют в данном регионе. В этой области государству и религиозным организациям и нужно сотрудничать", - отметил священник.

"Вряд ли стоит ожидать, что религия в какой бы то ни было сфере станет основополагающим институтом: современное общество для этого слишком секуляризовано. Но истинная секулярность предполагает уважение религиозных мнений. То есть необходимо, чтобы во всех, или, по крайней мере, во многих значимых институтах государства религиозная позиция могла бы быть высказанной и услышанной. Нельзя отметать ее только оттого, что это позиция Церкви или такой-то религии", - заключил он.

Между тем министр юстиции РФ Александр Коновалов настроен системно развивать сотрудничество своего ведомства с Русской православной церковью. В качестве приоритетов такого сотрудничества он назвал работу священнослужителей в местах лишения свободы, участие священнослужителей в подготовке предложений о помиловании и участие Церкви в преодолении правовой неграмотности и правового нигилизма населения.

"Право - это все-таки вещь идеологическая, оно находится в основном в головах у людей. Без оптимизации нравственной составляющей нашего общественного сознания эта работа не имеет перспектив успеха. Поэтому мы обратились с просьбой к Святейшему Патриарху подумать над формами участия в этой политике, которые могла бы предложить Православная церковь", - приводит Regions.ru слова А. Коновалова.

По его мнению, в конечном итоге в обществе "могла бы быть сформирована идея доброй совести".