Истцы утверждают, что изучение в школах исключительно материалистической теории Чарльза Дарвина нарушает ст. 23 Конституции Украины
Архив NEWSru.ru
Истцы утверждают, что изучение в школах исключительно материалистической теории Чарльза Дарвина нарушает ст. 23 Конституции Украины
 
 
 
Истцы утверждают, что изучение в школах исключительно материалистической теории Чарльза Дарвина нарушает ст. 23 Конституции Украины
Архив NEWSru.ru

Окружной административный суд Киева вчера начал рассмотрение иска группы граждан к Министерству образования и науки с требованием включить в учебную программу наравне с дарвиновской теорией происхождения человека теорию креационизма, сообщает сегодня NEWSru.ua со ссылкой на газету "Коммерсант-Украина".

Иск "О признании неправомерными решений и действий центрального исполнительного органа государственной власти относительно нарушения конституционных прав ребенка в сфере общеобязательного образования" был подан в окружной административный суд Киева еще 21 октября. Его авторами являются восемь родителей школьников из Львова, Харькова и Дрогобыча.

Истцы утверждают, что изучение в школах исключительно материалистической теории Чарльза Дарвина нарушает ст.23 Конституции, в которой, в частности, говорится, что "каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, и его права не могут быть ограничены".

Авторы иска также считают, что безальтернативное преподавание теории Дарвина противоречит закону "Об общем среднем образовании", предусматривающему, что "каждый имеет право на получение качественного образования и знаний на основе полной, объективной и достоверной информации".

Они настаивают на полноценном рассмотрении во время учебного процесса по крайней мере двух концепций происхождения живого и неживого миров: "разумного замысла" – так называемую теорию креационизма, предполагающую, что Землю и все живое на ней создал Бог, а также натуралистическую (теорию эволюции Чарльза Дарвина). Истцы предлагают внести соответствующие изменения в школьные учебники по физике, астрономии, географии, биологии и природоведению для 7-12 классов. Например, не писать о Большом взрыве как о единственной теории возникновения Вселенной.

Так как в зале заседаний окружного административного суда Киева не оказалось достаточно мест, дело рассматривалось в закрытом режиме.

"Вы знаете, как молодые люди сейчас доверяют науке? Они считают, что наука, поднявшая людей в космос, давшая миру компьютерные технологии, эта наука доказала, что мы эволюционировали от обезьяноподобных существ, и чиновники МОН знают об этом и, спекулируя на имени науки, навязывают свою атеистическую идеологию", - заявил представитель истцов в суде Владимир Шепетько, сообщает портал Подробности.ua.

"Мы же не против того, чтобы школьники знали о дарвинизме, но почему только о нем? Почему всем рассказывают, что человек произошел от обезьяны? В организме человека куда больше сходства с организмом свиньи, так что – будем рассказывать, что мы произошли от свиней?" – говорит один из авторов иска Владимир Еременко.

Cуд так и не приступил накануне к рассмотрению дела по существу. Выслушав позиции сторон, он перенес заседание на 21 декабря.

Заместитель начальника юридического департамента Министерства образования Виктор Ногин, представляющий в суде сторону ответчика, объяснил позицию своего ведомства:

"Во-первых, у нас светское государство, во-вторых, вопрос не в учебниках, а в мировоззрении. В школах никто не убеждает детей, что Бога нет или что он есть. В учебных заведениях преподают единственную доказанную теорию. В любом случае вопросы веры – это вопросы воспитания в семье. Если родители и сам ребенок хотят верить, то они будут верить, вне зависимости от содержания учебников. И вне зависимости от религиозных взглядов утвержденную программу надо изучать", - говорит Ногин.

В истории независимой Украины этот иск является прецедентом. В России же, как напоминает NEWSru.ua, в 2006-2007 годах подобный иск уже рассматривался. Он был подан от имени школьницы Марии Шрайбер Министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга. В настоящее время Мария Шрайбер проживает в Доминиканской Республике.

"Теория Дарвина абсолютно бездоказательна и фальшива. Преподавать ее в наше время глупо. Чем больше точек зрения будет преподноситься в школе, чем больше дети будут знать, тем лучше. Я рада, что в Украине начался такой процесс. Очень рада!" – заявила накануне Шрайбер.

Светские эксперты и представители Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП)по-разному отнеслись к иску сторонников изучения креационизма, отмечает NEWSru.ua.

"Теория Дарвина постоянно развивается, дополняется и живет. Преподавать креационизм – это несерьезно, если кто-то хочет ознакомиться с этими идеями, пусть делает это в частном порядке, а не в школах", – заявила заведующая кафедрой биологии Национального университета "Киево-Могилянская академия" Тамара Терновская.

С ней не согласен пресс-секретарь главы УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко. По его мнению, сфера образования в нашей стране продолжает жить "по советским богоборческим принципам", а концепцию креационизма необходимо изучать.

"В Украине, по всем опросам, всего около 10% атеистов. Почему верующие должны идти на поводу у меньшинства и не могут учить в школе то, что им близко? Это несправедливо",– сказал он.

В то же время учителя в школах напоминают, что гипотез о происхождении жизни в школьном курсе по меньшей мере пять - теория Опарина, Креоци, о занесении из космоса жизни, о самозарождении жизни, теория стационарного состояния. По их словам, у школьников сейчас другая проблема. Учебников по биологии для девятого класса - с которых как раз начинают изучать человека - нет. Их не успели выдать, передает "Новый канал".

Примером введения теории креационизма в школьную программу является американский штат Луизиана, отмечает, в частности, "НГ Религии". В апреле 2008 года палата представителей этого штата единогласно одобрила новый закон об образовании. Он позволяет преподавателям наряду со стандартным учебником биологии использовать другие учебники и учебные материалы, чтобы помочь ученикам "объективно понимать, анализировать, критически рассматривать научные теории, включая (но не ограничивая) теории эволюции, происхождения жизни, глобального потепления и клонирования человека". При этом закон запрещает преподавание какой-либо религиозной доктрины.

Креационисты ведут споры с эволюционистами уже несколько десятилетий. Так, в 70–80-е годы прошлого века христианские фундаменталисты пытались добиться законодательного включения креационизма в образовательные стандарты. Сегодня их тактика изменилась: они пытаются эти стандарты обойти.

После того как Верховный суд США признал незаконным преподавание креационизма (известный судебный прецедент "Эдвардс против Агильяра" 1987 года), найдя в нем противоречие с первой поправкой к Конституции США, христианские фундаменталисты поменяли терминологию. "Науку о творении" они назвали "теорией разумного замысла", а Бога – "разумным Творцом". При этом они постарались удалить из теории все возможные намеки на связь с богословием.