Сотрудники ведущих российских музеев написали письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором призывают не передавать Русской православной церкви религиозные памятники из музейных фондов.
"Передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели", - говорится в письме, распространенном сегодня в Москве, сообщает "Интерфакс".
Среди авторов обращения - сотрудники музея-заповедника "Московский Кремль", Музея имени Андрея Рублева, Государственного исторического музея (ГИМ), НИИ Российской академии художеств. Всего под обращением стоит 150 подписей.
Как сообщалось, в России разработан законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности".
В начале января сообщалось, что принято решение о передаче Новодевичьего монастыря Русской православной церкви. В этой связи музей-филиал ГИМ, располагающийся в монастыре, должен быть выведен из него в течение 2010 года.
Авторы письма заявили, что законодательная инициатива способна "нанести непоправимый ущерб культурному наследию России".
Реставраторы и историки искусства приводят в письме примеры утраты памятников вследствие "тривиальных вещей - сырости, сквозняков и свечной копоти" - стенописи Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире и Успенском соборе в Звенигороде.
Против передачи церкви музейных религиозных ценностей выступила, в частности, заведующая научно-исследовательским отделом музея Андрея Рублева Лилия Евсеева. "Этот проект является губительным для всей древнерусской живописи. Ни один православный храм не имеет условий для содержания древних икон", - сказала она сегодня агентству "Интерфакс".
Заведующая отделом древнерусской живописи ГИМ Людмила Тарасенко отмечает, что "в храмах памятники не будут защищены ни от краж, ни от пожаров". "Мы же в настоящее время реально можем спасти практически любой памятник. У нас же музеи, такое ощущение, просто целенаправленно уничтожаются", - сказала она агентству.
Ведущий научный сотрудник НИИ Российской Академии художеств Ирина Бусева-Давыдова привела в пример Грецию, где "в музеях содержится масса православных икон, и все иконы до 1453 года принадлежат государству, независимо от их местонахождения".
"Никакому греческому патриарху в голову не придет просить о выдаче хотя бы временной иконы из музея церкви. Это абсолютно нормальная закономерность с точки зрения не только общей культуры, но и православной культуры", - подчеркнула Бусева-Давыдова.
Между тем министр культуры РФ Александр Авдеев не верит в угрозу опустения музеев после передачи Русской православной церкви объектов, находящихся в государственной собственности. "Я бы посоветовал не рассматривать даже таких экстремальных случаев", - сказал он в эфире радио "Эхо Москвы" 6 января этого года.
"Икон будет передаваться столько, сколько получится, когда будут полностью гарантии качества хранения, когда состояние иконы позволит. Я не знаю, мы будем больше или меньше передавать, но столько, сколько сможем передать", - отметил Авдеев.
По его словам, "иногда хранение иконы в храме более качественное, чем в музее". Это, отметил министр, касается и Торопецкой иконы Божьей Матери, переданной в храм в подмосковном поселке. "Ученые сделали капсулу, в которой эта икона переносится и хранится. Это космические технологии", - заявил Авдеев.
Напомним, что накануне свое мнение по поводу возвращения Церкви религиозных памятников, находящихся в музейных фондах, высказал председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Он считает, что люди, нагнетающие ажиотаж вокруг этого вопроса, просто не понимают, о чем в нем идет речь. По его словам, никакой массовой передачи музейных экспонатов законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности" не предусматривает.
В документе говорится, что статус предметов музейного фонда, как и раньше, будет регулироваться законодательством о музеях. Так что эти предметы останутся на балансе государственных хранилищ. Речь в законе идет исключительно об имуществе религиозного назначения, причем на 90% он касается зданий и сооружений, которые сейчас находятся в собственности государства, но уже используются религиозными объединениями и не только Русской православной церковью. Это храмы, монастыри, здания, в которых ведется обучение религии. Новый законопроект позволит Церкви оформить в собственность эти здания и земли, относящиеся к ним, отметил глава Синодального отдела.
Как он заявил, противники законопроекта утверждают: переданное будет содержаться ненадлежащим образом: у Церкви просто не хватит средств. Однако Церковь, убежден Всеволод Чаплин, имеет возможность обеспечить сохранность всего переданного ей имущества и готова нести все необходимое бремя расходов. "Мы реально заботимся о сохранении памятников культуры, которые находятся в наших руках", - сказал он.
Доказательством, по его мнению, является то, что имущество, полученное 10-15 лет назад в пользование, было восстановлено руками верующих людей и за счет тех средств, которые привлекли сами приходы. За счет этих же средств оно содержится в порядке. Впрочем, считает представитель РПЦ, и государство могло бы помочь в восстановлении и поддержании общенационального достояния.
Возвращаясь к теме музейных экспонатов, Всеволод Чаплин с горечью отметил, что на сегодняшний день десятки тысяч находящихся в распоряжении галерей и музеев икон просто хранятся в запасниках и к ним нет никакого доступа. Их, помимо самих музейных работников, никто не видит - ни обычные посетители, ни верующие.
"Разве это нормально, когда предметы, созданные для молитвы и богослужения, лежат мертвым грузом на музейной полке? Между тем, если бы иконы были переданы в храмы, у простых людей, в том числе у мусульман, буддистов и даже агностиков, появилось бы гораздо больше возможностей увидеть эти шедевры", - убежден священник. При этом он признает, что возможность передачи всего дореволюционного имущества Церкви - дело почти нереальное.