Накануне в конференц-зале московской гостиницы "Даниловская" открылась Международная конференция "Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий", сообщает агентство "Благовест-инфо".
"Это первая, но, надеюсь, не последняя мартирологическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия… Тот факт, что все мы сегодня здесь, говорит о жизненности темы мученичества и исповедничества, о том, что люди Церкви тянутся к ее живому опыту", - сказал, открывая форум, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион.
В своем докладе "Опыт мучеников - живой опыт Церкви" он коснулся как вопросов истории Церкви, так и современной проблематики, связанной с феноменом мученичества за Христа. Говоря о гонениях на первых христиан, докладчик отметил символизм "этимологического пересечения" слов "мученик" и "свидетель" (martyr - от греческого слова μάρτυς). По его словам, мученики первых веков своей добровольной смертью свидетельствовали о своей вере, о Церкви, о жизни вечной.
Эти свидетельства были явлены на протяжении двадцати веков, в том числе - когда христиане подвергались мучениям "от имени Церкви.., но их осуществление не принадлежало Церкви и не исходило от Церкви". В качестве примера митрополит остановился на "страшной эпохе" Ивана Грозного. "Он как коронованный христианский царь использовал церковную, христианскую символику и риторику. И случилось так, что злодеяния его времени совершались далеко не всегда под покровом метлы и собачей головы, а именно под сенью священного для каждого православного знака Креста Господня. Многие люди были подвергнуты тогда страшным мучениям, оставаясь верными Христу и Церкви", - сказал выступавший, упомянув имя священномученика Филиппа, митрополита Московского, убиенного по приказу "правителя, называвшего себя христианским".
Однако история сохранила не только память о "царе-мучителе", но и имена правителей Руси, которые сами стали мучениками: это князья Борис и Глеб, погибшие в Орде князья Михаил Тверской, Михаил Черниговский. Семье же последнего российского императора "никто из гонителей не предлагал отречься от Христа, но именно в безальтернативности страдания за Него наша Церковь увидела подвиг, достойный прославления", отметил митрополит Иларион.
Новую угрозу христианству в наше время он видит на Западе - это "ложно понимаемая свобода - вседозволенность". "Она не приводит (по крайней мере, пока не приводит) к мученичеству. Это, можно сказать, мягкое насилие над нравственностью пока не заставляет верных Христу отдавать свою жизнь за Него явным образом. Но кто знает, какие порядки через несколько десятилетий установят дети, которые теперь растут в однополых семьях и сознание которых формируется под воздействием весьма своеобразной этики? У нас, видимо, нет ответа на этот вопрос, но чтобы избежать трагедий в будущем, нам надо уже сегодня твердо отстаивать христианские представления о нормах семьи", - предостерег архиерей.
Не меньшая угроза для христиан, но иного рода, возникла на Востоке - это радикальный исламизм, жертвой которого в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки уже стали тысячи христиан. Волна радикализма докатилась до России - митрополит Иларион с горечью констатировал, что в основе недавнего теракта в Волгограде и других подобных злодеяний лежит "извращенная религиозность".
Поэтому в наше "внешне спокойное" время необходимо "вновь и вновь говорить о подвиге новомучеников внешнему миру, в то же время продолжая научно-богословскую рефлексию этого подвига внутри Церкви". По мнению главы ОВЦС МП, "в деле прославления новомучеников мы находимся в начале пути". Он уверен, что, помимо беспрецедентного по числу сонма уже прославленных Русской православной церковью новомучеников, количество еще не канонизированных святых в "десятки и сотни раз" больше. В связи с этим митрополит Иларион подробно проанализировал принятые в Церкви критерии прославления и обосновал, почему они нуждаются в научно-богословском переосмыслении.
Кроме того, докладчик наметил несколько направлений гражданского почитания новомучеников. Это, считает он, особенно необходимо сейчас, когда в общественном сознании обнаруживается столь явный крен в сторону реанимации почитания советских лидеров: Ленина, Сталина, Дзержинского. "Уверен, что, говоря о мучениках, мы утверждаем христианство", - заключил свой доклад митрополит Иларион.
Участников конференции приветствовал директор Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) Сергей Мироненко. Он поддержал митрополита Илариона, призвавшего власти открыть недоступные ныне архивы. "Безусловно, необходимо открывать архивы. Ведь сейчас не исполняется закон о государственной тайне, когда проходит 30 лет засекречивания. Надо всем миром добиваться открытия архивов", - сказал историк. Он подчеркнул, что изучение церковной истории ХХ века занимает одно из ведущих мест в современных исследованиях, задача которых - вовсе не "очернение истории", а "поиск истины, восстановление правдивой истории нашего Отечества и прославление людей, которые составляют его славу и честь".
В открытии конференции приняли участие наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва, множество иерархов - слушателей курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской православной церкви, директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутовский полигон" Игорь Гарькавый, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев и другие.
В пятницу конференция продолжила работу в Новоспасском монастыре. В субботу, 26 октября, она завершится литургией в храме новомучеников и исповедников российских в Бутово и экскурсией по Бутовскому полигону. Программа форума представлена на сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры.