Шаманы Бурятии поведали о том, что следует ожидать от наступающего года
© РИА Новости / Евгений Епанчинцев
Шаманы Бурятии поведали о том, что следует ожидать от наступающего года По восточному календарю год будет осенен знаком обезьяны, а это животное очень непостоянное. Однако в целом, считают они, грядущие времена несут благоденствие
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Шаманы Бурятии поведали о том, что следует ожидать от наступающего года
© РИА Новости / Евгений Епанчинцев
 
 
 
По восточному календарю год будет осенен знаком обезьяны, а это животное очень непостоянное. Однако в целом, считают они, грядущие времена несут благоденствие
Global Look Press
 
 
 
Но за хорошую жизнь нужна оплата, нужно что-то потерять. Этой оплатой, в какой-то мере могут стать лесные пожары. Пожары стали во многом наказанием людям за гордыню и излишнюю самоуверенность
Архив NEWSru.ru

Шаманы бурятской религиозной организации "Тэнгэри" предсказывают, что наступающий год будет насыщен резкими переменами. Он пройдет под знаком обезьяны, а это животное очень непостоянное. Однако в целом, считают они, грядущие времена несут благоденствие Сибирскому региону, сообщает ИА UlanMedia.

В шаманизме для обозначения смены годов используется та же тотемическая система, что и в буддизме. Обезьяна существо переменчивое, склонное то играть, то веселиться, то быть в дурном настроении, поэтому год обещает быть переменчивым, но в целом благополучным. Свой Новый год, Сагаалган, шаманам еще только предстоит отмечать. Это будет в феврале, так же как и у буддистов, хотя в старину шаманский новый год отмечали в конце осени, с первым снегом. Но слово "Сагаалган" буддисты заимствовали из шаманизма, оно означало праздник с обилием молочной "белой пищи" и белого снега.

"Если прибегнуть к астрологии, считается, что в наш Байкальский регион должна прийти пора благоденствия. Уже где-то с 2017 года отступит кризис, наступит достаток. Но за хорошую жизнь нужна оплата, нужно что-то потерять. Это могут быть и человеческие жизни, и экономические утраты", - приводит агентство мнение главы объединения "Тэнгэри" Баира Цырендоржиева. Этой оплатой, полагает он, в какой-то мере могут быть лесные пожары уходящего года. Они стали во многом наказанием людям за гордыню и излишнюю самоуверенность.

Отметим, что в Бурятии и Забайкалье даже власти к шаманам относятся вполне серьезно. В 2015 году, когда засуха в этих регионах привела к страшным последствиям, представители местных администраций обратились к ним за помощью. Так, руководители Баргузинского района, отчаявшись справиться с огненной катастрофой, попросили шаманов "Тэнгэри" совершить ритуал, вызывающий дождь. 24 августа на берегу Байкала, в окрестностях поселка Усть-Баргузин, состоялся крупный тайлган - молебен-жертвоприношение, в котором небожителей призывали смилостивиться. Как бы то ни было, но на следующий день действительно пошел дождь.

А ранее - в мае - бурятские и забайкальские шаманы совершили на юго-восточной окраине Читы священнодействие, посвященное богине - покровительнице города - Айралжан Хатан эжи. Ритуал проходил на склоне Титовской сопки. Шаманы били в бубны, ходили кругами и молитвенно обращались к богине-покровительнице. В конце церемонии ее участники сложили ветки березы в виде шалаша, к которому поднесли деревянное блюдо с разделанной тушей барана, что должно умилостивить высшие силы. Помимо шаманов в обряде участвовали около 200 жителей краевого центра и районов Забайкалья.

Решение прибегнуть к помощи шаманов в нынешнем году было принято на государственном уровне. Это, по мнению Баира Цырендоржива, свидетельствует о том, что шаманизм в Бурятии стал восприниматься как религия, как один из столпов духовности региона. Что же касается лесных пожаров, то, по его мнению, ответственность за это лежит на всем обществе. Это и политика властей в байкальском регионе, и действия простых людей.

"В шаманизме считается, что есть три трагедии: пожар, наводнение и война. Эти явления особо опасны для окружающего мира. Они несут сплошную смерть, не различая ни женщин, ни детей, ни воинов, ни зверей. Причина пожаров во многом в непродуманных шагах жителей региона, в осквернении его природы. Людям нужно задуматься, почему именно в сакральное место вокруг Байкала пришла такая трагедия. Последствия тянутся до сих пор, например горящие торфяники. Приверженцы всех вероисповеданий должны консолидироваться, чтобы остановить это бедствие. Мы должны стать мудрее и светлее, чтобы не было таких пагубных ситуаций", - убежден Баир Цырендоржиев.

Говоря об успехах шаманов в 2015 году, Цырендоржиев отметил, что была проведена колоссальная работа и в Республике Бурятия, и в Забайкальском крае, и в Иркутской области. Открыты филиалы центра в Омске и Петербурге, совершено 13 запланированных тайлганов и один внеплановый - в Баргузинском районе. Кроме того, были молебны против пожаров в Иркутской области и Забайкальском крае. Эту деятельность центра "Тэнгэри" освещала федеральная пресса.

На острове Ольхон проводился международный тайлган с участием индейских шаманов из Америки. Баир Цырендоржиев подчеркнул, что с заокеанскими коллегами удалось наладить хорошие отношения. Также весной проводились семинары в Германии, Бельгии и Голландии, где могли участвовать все, интересующиеся сибирским шаманизмом: ученые-культурологи, эзотерики, простые люди. Также, несмотря на кризис, продолжается возведение шаманского храма, строящегося на пожертвования верующих. Закончена крыша здания, сейчас ведется остекление. Баир Цырендоржиев отметил, что Бурятия один из самых развитых регионов шаманизма. В республике насчитывается около 12 религиозных организаций шаманов. Большее количество отмечено лишь в Тыве.

На грядущий год у центра "Тэнгэри" много планов.

Предполагается исследовать места, в старину служившие объектами шаманского поклонения, чтоб возобновить там обряды. Например, на Шаман-горе в Заиграевском районе, где когда-то проводились женские тайлганы у расщелины "Чрево матери". Баир Цырендоржиев подчеркнул, что в Бурятии много забытых сакральных мест, но чтобы вернуть им былое значение, нужна колоссальная работа - и археологическая, и ритуальная.

"На следующий год ожидается много задач. Нужно закончить строительство "Дворца неба" - нашего шаманского храма. Также мы собираемся пригласить индейских шаманов из Америки для знакомства и обмена опытом", - рассказал Баир Цырендоржиев.

После осеннего "закрытия небесных врат" небожители-тэнгэри спят, пока весной не пройдет обряд открытия. Но люди могут просить более низших божеств - онгонов, родовых духов, чтобы те донесли богам их просьбы через сны. Цырендоржиев отметил, что небожитель Дархан-тэнгэри покровительствует всем людям творческих профессий, вызывающих у окружающих восхищение своим искусством, в том числе и журналистам.

В наступающем году жителям Бурятии Баир Цырендоржиев хотел пожелать сохранить духовное богатство, несмотря на кризис. Ведь духовное богатство материализуется. А также достойно встретить Новый год, с надеждой смотреть в будущее, здоровья, благосостояния и уверенности.

Современный шаманизм с точки зрения экспертов

Между тем, как отмечают эксперты, современный бурятский шаманизм несколько утратил свои функции, упрощен и деформирован. Тесное соседство с русским населением и влияние христианства сказалось прежде всего на его культовой системе, в том числе на календарных сроках устройства обрядов. Постепенно установилась традиция приурочивать тайлаганы к христианским праздникам: к Петрову дню, к Ильину дню, к Покрову и т. д., а в советское время к срокам шаманских обрядов проводили праздник Сур-Харбан. С наступлением лета буряты проводят тайлаганы в своих семьях, селах, районах, родах, местные шаманы сами устанавливают сроки своих обрядов и лишь после этого проводят тайлаганы более высокого уровня.

Сейчас, в период религиозного ренессанса, многое делается для того, чтобы сохранить регулирующие социальные функции шаманизма. Тайлаган, сасали, тахил, хэрэг, хаялга, мургэл - эти основные виды обрядов сегодня практически забыты. Смысл их понятен далеко не всем.

В мае 2008 года в Иркутске был создан Совет шаманских общин Прибайкалья как консультативный и координирующий орган. Он призван вести работу по просвещению населения в области знания и соблюдения древних бурятских обрядов. В совет шаманских общин входит 12 человек. Они курируют все шаманское движение в Прибайкалье, включая Тункинскую долину. Совет шаманских общин с 2009 по 2011 год возглавлял Игорь Олзоев.

По всему Восточно-Сибирскому региону наряду с восстановлением буддистских дацан-дуганов, христианских церквей и часовен в населенных пунктах устанавливаются священные "сэргэ" - символические коновязи, к которым, согласно преданиям, привязывают своих волшебно-небесных коней шаманские Тэнгрии - боги и духи предков, которые с укором смотрят на своих далеких потомков, теряющих свой язык, свои степные традиции и обычаи.

Приольхонье и остров Ольхон среди населения ассоциируется как центр шаманизма и шаманских духов, а также как прародина всех бурят. Здесь же в 1990 году был проведен первый за последние 70 лет многотысячный общеольхонский тайлаган, и его открывал старейшина Орбодоев Орлооб Орбодоевич. На Ольхон и его побережье, являющиеся одним из сакральных центров шаманского мира, сбегали многие монгольские, хоринские и другие шаманы в эпоху их преследования в Халхе и других местах, со стороны Зая пандиты, Нэйджи-тойна и других лам. Сюда же сбегали многие от насильственного крещения, подальше от казачьих острогов того времени. По поводу особого сакрального значения Ольхона бытуют многие мифы и предания.

В январе 2011 года в поселке Бохан Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области открылся центр изучения шаманизма. Центр возник на базе филиала Бурятского госуниверситета. Изучение шаманских обрядов планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии, Агинском округе, Монголии.