Российские власти решили повременить с исполнением президентской инициативы о разработке проекта Федерального закона "О Конституционном собрании РФ" из-за спада протестной активности. Работа отложена, видимо, до инаугурации избранного президента
Russian Look
Российские власти решили повременить с исполнением президентской инициативы о разработке проекта Федерального закона "О Конституционном собрании РФ" из-за спада протестной активности. Работа отложена, видимо, до инаугурации избранного президента "Рабочей группе толком ни разу не удалось собраться. Если какая-то работа ведется, то, может, совсем в недрах Администрации Президента", - рассказал "Известиям" депутат Госдумы от "Справедливой России" Михаил Емельянов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Российские власти решили повременить с исполнением президентской инициативы о разработке проекта Федерального закона "О Конституционном собрании РФ" из-за спада протестной активности. Работа отложена, видимо, до инаугурации избранного президента
Russian Look
 
 
 
"Рабочей группе толком ни разу не удалось собраться. Если какая-то работа ведется, то, может, совсем в недрах Администрации Президента", - рассказал "Известиям" депутат Госдумы от "Справедливой России" Михаил Емельянов
Справедливая Россия
 
 
 
О Конституционном собрании говорится в девятой главе Конституции РФ - этот орган созывается в том случае, если парламент инициирует изменения в первую, вторую и девятую главы Основного закона
Архив NEWSru.ru

Российские власти решили повременить с исполнением президентской инициативы о разработке проекта Федерального закона "О Конституционном собрании РФ" из-за спада протестной активности. Работа отложена, видимо, до инаугурации избранного президента. Власти боятся "будить спящую собаку", надеющуюся на политические изменения в стране, говорят эксперты. В Кремле в свою очередь объясняют: никто не собирается менять Конституцию, просто глава государства обязан прорабатывать все поступившие ему предложения. Тем более сделанные в "митинговой горячке". Другие политические преобразования, сделанные в тот же "горячий" период, уже раскритиковали на Западе.

"Рабочей группе толком ни разу не удалось собраться. Если какая-то работа ведется, то, может, совсем в недрах Администрации Президента", - рассказал "Известиям" участник рабочей группы под руководством Вячеслава Володина, депутат Госдумы от "Справедливой России" Михаил Емельянов.

Разработать проект Федерального закона президент поручил своей администрации после встречи с оппозиционерами и объявил об этом на следующий день после выборов. Вопрос о Конституционном собрании, как отмечалось, неоднократно поднимался представителями как системной, так и несистемной оппозиции - за 18 лет существования новой Конституции законопроект, определяющий порядок созыва собрания и разъясняющий, что оно из себя представляет, так и не был принят.

В то же время появились опасения, что результатом работы по проекту может стать внесение таких изменений в действующую Конституцию, которые которые могут попрать основополагающий принцип Основного закона о том, что главной ценностью является человек, его права и достоинства. А то и вовсе Конституция будет отменена, говорили некоторые оппозиционеры. При этом представители несистемной оппозиции намерены поднять вопрос о соответствующем законопроекте в ходе грядущей встречи с главой государства, которая накануне была отменена из-за авиакатастрофы под Тюменью.

О конституционном собрании говорится в девятой главе Конституции РФ - этот орган созывается в том случае, если парламент инициирует изменения в первую, вторую и девятую главы Основного закона - "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека" и "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Но что из себя представляет собрание, основной закон не сообщает. Говорится лишь, что созыв происходит в соответствии с Федеральным конституционным законом. Который как раз и было предложено разработать.

"Накал страстей утих"

"Из поручения разработать закон не вытекает, что поправки в Конституцию необходимы, - заявил "Известиям" источник в кремлевской администрации. - На сегодняшний день объективной необходимости в изменении Основного закона нет. Никто не собирается менять Конституцию". По его словам, президент дал соответствующее поручение после общения с оппозиционерами лишь потому, что у главы государства есть обязанность давать поручения по поводу всех обращений - чтобы их проработали в администрации.

Очевидно, в Кремле поняли, что простой технический вопрос о порядке созыва Конституционного собрания будит необоснованные надежды у оппозиции на перемены в политической жизни страны. Власти просто опасаются "будить спящую собаку", пишет "Независимая газета" .

Как сообщил "НГ" эсер Емельянов, работа по проекту отложена, возможно, до инаугурации президента Владимира Путина. В Кремле действительно ссылаются на спад протестной активности. По словам Емельянова, "есть такая точка зрения - зачем заморачиваться?"

"Накал страстей, которыми была продиктована эта инициатива, утих, это очевидно, - прокомментировал Емельянов уже "Известиям". - А ведь все предложения по проведению политической реформы диктовались тем недовольством, которое проявляли жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов после декабрьских выборов". Теперь, по его словам, накал несколько спал, и работу над совершенствованием Конституции "можно вести в системном, неспешном режиме".

"Очевидно, что эта инициатива была озвучена... в "митинговой горячке". Это все объясняет. Все поняли, что никакой реальной работы в этом направлении проводить просто нет необходимости. Ведь Конституционное собрание нужно собирать с целью изменения Конституции. А ее менять никто не собирается", - говорит источник в Кремле.

Судя по всему, в Кремле пока нет ясности, что делать с президентской инициативой, подытоживает "НГ" и предполагает, что теперь следует публично обсудить - с участием и системной, и несистемной оппозиции - главный вопрос: нужна ли правка Конституции и если да, то какого типа.

Мнения о необходимости созыва конституционного собрания разделились

Один из разработчиков Конституции РФ Сергей Шахрай полагает, что Конституционное собрание на самом деле и не нужно, поэтому рабочая группа правильно поступает, задерживая разработку закона.

"Если в условиях финансового кризиса начинают пересматривать основы государственного строя, это плохо заканчивается. Дело в том, что Конституционное собрание - это учредительный орган. Он не обсуждает поправки к Конституции, он меняет Конституцию целиком. Что не устраивает кого-то в первом разделе, где перечислены базовые ценности? По этим вещам в обществе сейчас консенсус. Раздел второй, посвященный правам человека, составлен из норм международного права. Здесь можно только ухудшать, - рассуждает Шахрай. - Дальше идут полномочия президента, правительства и парламента. Вот в этих разделах уточнять полномочия можно с помощью поправок в Основной закон или принятия поправок в закон о правительстве. Так что сейчас такой момент, что созывать конституционный орган, создавать его необходимости нет".

Единственной на данный момент серьезной политической силой, уверенной в необходимости созыва Конституционного собрания и изменения Основного закона, являются коммунисты. "Нашей фракции в Государственной думе следует в оперативном порядке разработать и внести законопроект о Конституционном собрании РФ - власть уже перехватывает эту идею", - цитирует РИА "Новости" лидера фракции КПРФ Геннадия Зюганова.

По его мнению, многие проблемы российского общества связаны с нарушением баланса властей и "явными перекосами" в политической системе, и для изменения ситуации нужна обновленная Конституция: "Целью деятельности Конституционного собрания должна стать разработка Основного закона страны, принятие которое возможно не иначе как путем голосования граждан на всероссийском референдуме".

Политреформа Медведева не понравилась европейцам

Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) резко раскритиковала меры, предпринятые российским президентом для реформирования политической системы, пишет "Коммерсант". Новые законы "О политических партиях", "О выборах депутатов Госдумы" и "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях", по мнению европейцев, недостаточно демократичны.

Отмечая, что реформа, объявленная Медведевым в конце прошлого года, "приветствуется", Венецианская комиссия (ВК) считает внесенные в закон "О политических партиях" изменения недостаточными. "Чтобы быть эффективной, реформа должна снизить уровень бюрократического контроля за созданием и функционированием политических партий", говорится в резолюции, при этом "любые надзорные полномочия и контроль за партиями должны быть переданы независимому органу, но не органу исполнительной власти".

Требование регионального представительства в партиях, по мнению экспертов, должно быть "ограничено, если не отменено". Запрет на участие в выборах партий, имеющих исключительно региональную поддержку, ВК считает дискриминационным, отмечая, что "у их сторонников от отчаяния может возникнуть соблазн прибегнуть к недемократическим средствам".

Чрезмерным считает ВК и "установление дополнительных требований к регистрации кандидатов", подчеркивая, что "существует риск использования таких аргументов для того, чтобы оправдывать устранение нежелательных конкурентов, а не защищать демократию". ВК также выразила сожаление, что снижение избирательного порога до 5% не распространялось на выборы в Госдуму 2011 года.

Что касается реформируемого сейчас закона о выборах в Госдуму, наиболее существенным, по мнению комиссии, является вопрос "о беспристрастности органов проведения выборов". Рекомендуется изменить порядок назначения членов избиркомов "для эффективного обеспечения их независимости и беспристрастности". Кроме того, следует изменить нормы "относительно наблюдателей на выборах", чтобы снять чрезмерные ограничения и "избежать любой дискриминации между национальными и международными наблюдателями".

В заключении по закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях" особое внимание по просьбе ПАСЕ комиссия уделяет вопросу о "неоднозначных положениях, допускающих отказ в даче разрешения на демонстрации". По ее мнению, эффективное обеспечение права на свободу собрания зависит не только от правового регулирования, но и от того, как оно "истолковывается и применяется". Для этого РФ рекомендуется "прямо предусмотреть" в законе "презумпцию в пользу проведения собраний и принципы соразмерности и недискриминации".

ВК также предлагает разрешить проведение "стихийных и неотложных собраний", а также "одновременных и контрдемонстраций", если они носят мирный характер и не представляют непосредственной угрозы насилия или серьезного риска для общественной безопасности. Запрет проведения одновременно более одного собрания ВК считает несоразмерной реакцией: "тактика, описываемая как "отделить и разделить", если на одно и то же место претендуют несколько организаторов, не является допустимой", если возможно организовать вместе оба мероприятия.