Стремительное развитие событий вокруг школы в Беслане стало полной неожиданностью абсолютно для всех - руководителей оперативного штаба, членов входившей в него группы "переговорщиков", поддерживавших контакт с террористами, и бойцов спецподразделений.
По данным газеты "Известия", штурм был спровоцирован вовсе не взрывами, а стрельбой, а первыми на штурм пошли вовсе не бойцы спецподразделений "Альфа" и "Вымпел". Штурм начали отцы захваченных детей.
Официальная информация о том, что сначала в школе прозвучал взрыв, а затем началась стрельба, перешедшая в бой, оказалась под сомнением. "Известия" утверждают, что в 13:10 корреспонденты издания находились вблизи от школы и хорошо слышали, что никакого взрыва сначала не было, а была автоматная стрельба, все более интенсивная. И только спустя минуту прозвучал взрыв. Стрельбу, как они полагают, открыли люди из оцепления - местные ополченцы. После этого боевики стали стрелять в сотрудников МЧС, которые пришли забрать трупы заложников. Уцелевшие спасатели также утверждают, что взрыву предшествовала стрельба.
Отечественные специалисты по антитеррору уже сошлись во мнении, что жертв было практически не избежать - штурм был спонтанным, спровоцированным боевиками, и фактически превратился в обыкновенный уличный бой.
Как заявил "Известиям" один из оперативных сотрудников ФСБ, следивший за развитием ситуации в Беслане, "очевидно, что никакой спецоперации попросту не было, а был стихийный штурм. Причем на начальном этапе бойцы "Альфы" в нем практически не принимали участия! Судя по всему, на штурм первыми пошли местные омоновцы, пэпээсники и даже "ополченцы" - отцы захваченных детей, те, кто стоял в оцеплении и попросту был поблизости".
По данным газеты "Время новостей", к моменту вынужденной атаки школы бойцы групп "Альфа" и "Вымпел" - основной ударной силы спецслужб в таких ситуациях - даже не распределили между собой "секторы" ответственности по периметру школы, огневые точки террористов, не рассчитали маршруты подхода к зданию и передвижения внутри здания. Все это находилось еще в стадии обсуждения на случай штурма, который не входил в ближайшие планы оперативного штаба. Действовать пришлось без согласованной схемы, и в итоге в результате штурма школы N1 "Альфа" и "Вымпел" понесли самые крупные потери за все время существования отрядов.
"Ребята начали штурмовать здание только через 30 минут после первых взрывов, - цитирует газета неназванного высокопоставленного представителя ФСБ. - До этого были совсем иные задачи. Надо было спасать детей всеми возможными силами".
Как только из здания начали выбегать заложники, а боевики открыли по ним огонь, бойцы "Альфы" и "Вымпела" бросились к спортзалу и на ходу выискивали места, откуда стреляют террористы. Спецназовцы пытались всеми возможными силами подавить огневые точки бандитов и хоть как-то прикрыть своим огнем спасающихся заложников. Одновременно они и сами выносили на руках раненых и тем самым открывались перед боевиками.
Когда один из бойцов нес двух девочек, пуля снайпера попала ему прямо в шею. По некоторым данным, террористы к моменту начала боя также получили огневую поддержку из соседнего здания. Причем там снайперы, по версии оперативников, засели задолго до того, как в спортзале раздался взрыв.
Один из пожарных, спасавший раненых из здания школы, рассказал "Коммерсанту": "Мы из спортзала нескольких человек вытащили. Я четверых вытягивал. С другой стороны альфовцы кого-то выносили. Люди лежали сгустками такими... В углах взрывной волной очень многих прижало. Или они сами туда бросились. Живых было мало. Надо было же понять, кто живой, а как? Я ошибся два раза. Когда вытащил одну девушку, был второй взрыв. Перед этим нам из окна две девочки кричали, платком махали, одна постарше, другой лет семь, наверное. Над ними "духи" сидели, из подствольников работали по альфовцам. Я девочкам махнул, что сейчас приду, они засмеялись, такие счастливые были! Потом взрыв, и вот больше девочек я не видел вообще. Буду искать их в школе, они же там остались".
В ФСБ считают, что "у террористов, захвативших школу, заранее была подготовлена "группа поддержки". Боевиков, скрывшихся из здания школы и прорвавшихся сквозь кольцо оцепления, "кто-то поддерживал со стороны".
По данным газеты, как только бойцы "Альфы" вошли в школу, "в спортзале прогремел новый взрыв, от которого опять погибли спецназовцы".
Официально до вечера воскресенья представители ФСБ не называли потери среди сотрудников Центра специального назначения ФСБ (в который входят группы "Альфа" и "Вымпел"). По последним данным, при штурме здания школы и спасении заложников погибли три бойца "Альфы" и семь бойцов "Вымпела". Ранения, по разным данным, получили от 26 до 31 спецназовца. За всю историю существования Центра специального назначения ФСБ это беспрецедентные потери.
"Несмотря на героизм, который проявили ребята, во всей этой истории остается много вопросов, - заявляет собеседник газеты из ФСБ. - Понятно, что такого развития событий никто не ожидал. Но все же в штабе заранее должны были проработать определенный алгоритм действий на случай непредвиденной ситуации. Это наверняка позволило бы избежать таких масштабных потерь".