Президент Дмитрий Медведев на заседании Совета по противодействию коррупции
Пресс-служба Президента России
Президент Дмитрий Медведев на заседании Совета по противодействию коррупции Члены президентского совета по коррупции обсудили и одобрили во вторник стратегию и новый план по борьбе с коррупцией на 2010-2011 годы, но ни подписан, ни опубликован он не был
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Президент Дмитрий Медведев на заседании Совета по противодействию коррупции
Пресс-служба Президента России
 
 
 
Члены президентского совета по коррупции обсудили и одобрили во вторник стратегию и новый план по борьбе с коррупцией на 2010-2011 годы, но ни подписан, ни опубликован он не был
Пресс-служба Президента России
 
 
 
В новой редакции остались нормы о ротации госслужащих, об антикоррупционной экспертизе, о введении института лоббизма и о повышении квалификации борцов с коррупцией. К ним добавились нормы из международного опыта борьбы с коррупцией
Архив NEWSru.ru

Члены президентского совета по коррупции обсудили и одобрили во вторник стратегию и новый план по борьбе с коррупцией на 2010-2011 годы, но ни подписан, ни опубликован он не был. По сравнению с предыдущей версией план стал более конкретным: появились ответственные лица и сроки исполнения. Оценивать уровень коррупции в регионах и эффективность принимаемых мер предполагается с помощью регулярных социологических исследований, пишут "Ведомости".

Как отмечает издание, в новой редакции остались нормы о ротации госслужащих, об антикоррупционной экспертизе, о введении института лоббизма и о повышении квалификации борцов с коррупцией. И к ним еще добавились нормы из международного опыта борьбы с коррупцией.

Генпрокуратуре рекомендовано проанализировать практику привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных сделок, а Минюсту, МИДу и Минэкономразвития - решить, соответствует ли она принятой в 1997 г. конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

По этой конвенции подкуп или покушение на подкуп должностного лица иностранного государства - такое же уголовное преступление, как и подкуп чиновника-соотечественника. Под статью подпадает даже предоставление преимуществ третьим лицам и даже в случаях, когда от чиновника требуется лишь бездействие. Преступление будет фиксироваться независимо от того, в какой стране имел место подкуп. Сумма взятки и доходы от подкупа должны конфисковываться, облегчается процедура экстрадиции по этой статье, гарантируется безусловная правовая помощь другим сторонам, начавшим расследование. Россия намерена присоединиться к ОЭСР, для этого достаточно пройти антикоррупционный мониторинг, но ратификация конвенции сделает ее полноценным членом ОЭСР, пояснил чиновник, близкий к администрации президента.

Известен только один случай, когда дело о подкупе коснулось российской компании. Против бывшего президента Перу Альберто Фухимори в 2001 года были выдвинуты обвинения в получении отката при заключении сделки с "Росвооружением" в 1998 году на поставку трех "МиГов" за 117 млн долларов. По этому делу Италия выдала ордер на арест бывшего руководителя "Росвооружения" Евгения Ананьева: он и помощник Фухимори обвинялись в присвоении 18 млн долларов. Арестован Ананьев не был.

Предполагается в следующие два года наладить проведение регулярных социологических исследований для оценки уровня коррупции в регионах и эффективности принимаемых мер, говорится в президентском документе. Это требование уже Группы стран против коррупции ("Греко", организация Совета Европы), которая представила по итогам первого этапа мониторинга 26 рекомендаций, отчитаться об исполнении которых Россия должна в июне.

Единственная организация, которая ведет такие исследования, - Transparency International. Теперь мониторингом займется Минюст, сообщил человек, близкий к министерству.

Transparency занимается не изучением состояния дел в сфере противодействия коррупции, а замерами уровня коррупции, это два разных предмета исследования, объясняет необходимость создания альтернативы проректор Российской правовой академии при Минюсте Виктор Астанин, да и респонденты не всегда репрезентативны - интервьюируют в том числе и мигрантов. Нужно использовать анализ правоприменительной практики, криминологические исследования, считает Астанин, альтернативой может стать мониторинг, научно-практические основы которого разрабатывает Научный центр противодействия коррупции. Этот центр создан в академии, а руководит им сам Астанин.

План предполагает также расширение сферы общественного контроля за бюджетными ассигнованиями. С этой идеей выступил на президентском совете по коррупции во вторник председатель Счетной палаты Сергей Степашин.

"Многие общественные организации заявляют о своих намерениях контролировать, как используются публичные ресурсы", - говорит аудитор Валерий Горегляд: палата готова давать общественникам финансовые, бюджетные и налоговые знания. Изучая открытые данные о том, как распоряжаются госструктуры бюджетными средствами, общественники смогут сообщать о нарушениях, объясняет человек из Счетной палаты.

В целом же Россия, судя по плану, хочет информационной прозрачности. МИДу поручено регулярно сообщать международным организациям и иностранным государствам об усилиях, предпринимаемых Россией в этой сфере. Также запланировано провести в 2010 г. обучение иностранных экспертов в России организации деятельности по противодействию коррупции, а также серию международных региональных форумов и семинаров под названием "Предупреждение коррупции и борьба с ней: международный и национальный опыт".