Россия занимает третье место по числу детей, гибнущих на дорогах
Архив NEWSru.ru
Россия занимает третье место по числу детей, гибнущих на дорогах
 
 
 
Россия занимает третье место по числу детей, гибнущих на дорогах
Архив NEWSru.ru

Россия вошла в печальную тройку лидеров по числу детей, гибнущих на дороге. По данным UN Economic Commission for Europe, смертность детей и молодых людей в возрасте до 24 лет в результате дорожных происшествий составляет в России 4,7 чел. на 100 тыс. населения. Это третий показатель после Греции (4,9) и Литвы (4,9).

- Весь список

Согласно данным статистики, ежегодно на дорогах столицы гибнут в общей сложности учащиеся целого класса, и травмируется школа в полном составе с первого по 11 класс, пишут "Новые известия". Причем количество попавших под машину детей постоянно растет.

В 2005 году в Москве под колесами автомобилей погибли 28 подростков, а более 1,3 тысяч получили ранения. Такие данные привел начальник столичного Управления ГИБДД Сергей Казанцев. Количество ДТП с участием детей по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти в 1,5 раза. Автоинспекторы вынуждены были признать, что методы профилактики детского травматизма необходимо усовершенствовать. Этому и была посвящена совместная коллегия ГИБДД и Департамента образования Москвы.

Чиновники договорились о том, что теперь автоинспекторы будут обучать правилам дорожного движения учителей, а те в свою очередь станут передавать свои знания ученикам. Кроме того, было решено возродить площадки с "зеброй" и дорожными знаками в школах и детских садах. Впрочем, эффективность новой затеи чиновников вызывает большие сомнения у педагогов и родителей. Они убеждены, что эти меры не способны серьезно повлиять на поведение школьников на дорогах.

Автоинспекторы будут обучать ПДД преподавателей, а учителя - детей

Решено было сделать основную ставку на школу. Главная проблема, по мнению автоинспекторов, - минимальное количество часов, выделяемых для курса правил дорожного движения в школах. Прежде всего, представители ГИБДД предложили Департаменту образования увеличить количество часов в классах, выделенных на обучение ПДД. Впрочем, этот вариант давно был бы принят на вооружение, если бы не одна проблема. Путем проб и ошибок выяснилось, что инспекторы ГИБДД не умеют преподавать, а учителя не совсем хорошо знают правила дорожного движения.

"Основы ПДД преподаются в начальных классах только в рамках курса знаний об окружающем мире, а в старших - исключительно на уроке "Основы безопасности жизнедеятельности", - рассказала начальник отдела пропаганды ГИБДД Москвы Марина Васильева. - Мы считаем, что этого недостаточно. Дети, живущие в мегаполисе, обязаны уметь ориентироваться на дорогах, а если они попали в трудную ситуацию, должны уметь правильно из нее выходить".

"Наших инспекторов дети всегда хорошо принимали, – добавляет Марина Васильева. – Но их лекции носят сухой, правовой характер. Они не могут, как преподаватели, раскрыть предмет, донести его до детей. Поэтому на совместной коллегии с Департаментом образования было решено обучать учителей правилам дорожного движения, чтобы они передавали знания школьникам. Преподаватели ОБЖ пройдут дополнительные курсы в Институте открытого образования, а методистам и преподавателям института о ПДД расскажут наши инспектора".

Сотрудники ГИБДД надеются, что уже будущей осенью в московских школах состоятся первые уроки правил безопасности дорожного движения. По мнению автоинспекторов, ученики сами заинтересованы в том, чтобы новые уроки начались как можно скорее. "Автопарк столицы уже достиг отметки в 3,2 миллиона, и большинство маленьких москвичей живут с уверенностью, что, когда они вырастут, они будут водить машину, – говорит Марина Васильева. – А значит, знания ПДД им будут просто необходимы".

Решено возродить площадки с "зеброй" и дорожными знаками в школах и детских садах

Однако никакая теория не сможет заменить практические знания, а их как раз не хватает. Детские сады и школы, где есть сейчас специальные площадки с "зеброй", перекрестками и разными дорожными знаками, можно пересчитать по пальцам, а нужно, чтобы они были повсеместно.

"Тогда бы учитель выводил детей во двор и там на практике показывал им, что считается пешеходным переходом и как по нему правильно ходить", – поясняет Марина Васильева. "Это долгосрочный план, – сообщил пресс-секретарь столичного Департамента образования Александр Гаврилов. - Сначала такие площадки появятся не во всех школах. Где именно – будет определено позже".

Размышляя, как бы научить детей правильно вести себя на дорогах, чиновники не рассчитывают на родителей. "Как ни странно, во время большинства ДТП с участием детей рядом с ними находятся родители, - рассказал пресс-секретарь Департамента образования столицы Александр Гаврилов. – Придется думать, как бы и родителей научить правилам дорожного движения. Скорее всего, школам будет рекомендовано вести разъяснительную работу с мамами и папами учеников".

Родители действительно зачастую полагаются на учителей в вопросах ПДД. "Я своей дочери ничего не объясняла, ей все учителя рассказывали, – говорит москвичка Наталья Тимофеева. – Она ездит со мной на машине и знает про дорогу гораздо больше своих сверстников – не только пешеходные, но и автомобильные знаки". А многодетного отца Алексея Памфилова вопрос вообще привел в замешательство: "Я даже как-то и не задумывался над этим, – заметил Памфилов. – Когда дети были совсем маленькими, я, кажется, говорил, что, переходя улицу, нужно смотреть налево, потом направо. А сейчас я даже с ужасом вспоминаю, что, провожая малышей в школу, несколько раз перебегал проезжую часть на красный свет".

Чтобы предотвратить детский травматизм на дорогах, нужны комплексные меры, а не только обучение детей правилам дорожного движения. В этом уверены родители. "Я считаю, что нужно делать пешеходные переходы там, где ходят дети, в местах, так сказать, их троп, – уверен москвич Андрей Макаров. – Кроме того, рядом с уже существующими пешеходными переходами, и особенно рядом с нерегулируемыми, нужно вырубить кусты и деревья. Это позволит автомобилистам заметить маленького ребенка, приготовившегося перебежать дорогу. Вблизи школ можно установить лежачих полицейских или замостить проезжую часть булыжником. Тогда лихачи быстро сбросят скорость".

ГИБДД будет бороться с ошибочными справочниками по ПДД

Зато уже с апреля школы по просьбе ГИБДД будут бороться с распространителями справочников по правилам дорожного движения. "Очень часто в такие брошюры закрадываются ошибки, а мы не можем контролировать их содержание, – говорит Александр Гаврилов. - Поэтому было решено не допускать на территорию школ не согласованную с Департаментом образования литературу".

Зачастую и в новеньких учебниках появляются ошибки или неправильная трактовка правил. Сотрудники Госавтоинспекции вспоминают, как в одной книге были перепутаны цвета светофора – красный свет находился внизу, а зеленый – наверху, а в другой указывалось, что желтый сигнал светофора – разрешающий, хотя на самом деле это запрещающий сигнал.

А вот зарубежный пример борьбы с детской смертностью на дорогах: в Германии перед началом занятий и некоторое время после уроков на самых оживленных перекрестках всех городов ФРГ дежурят женщины в ярко желтых светоотражающих накидках с красной полосой. За 400 евро в месяц они работают светофорами, контролируя поведение детей на улицах с насыщенным транспортным потоком.

Греция - 4,9
Литва - 4,9
РОССИЯ - 4,7
США - 4,5
Франция - 3,9
Германия - 2,8
Израиль - 2,7
Италия - 2,5
Швейцария - 1,8
Великобритания - 1,7
Азербайджан - 1,6
Швеция - 1,6
Испания - 1,2