КПРФ вытесняет "Единую Россию" из телевизионного эфира
Архив NEWSru.ru
КПРФ вытесняет "Единую Россию" из телевизионного эфира
 
 
 
КПРФ вытесняет "Единую Россию" из телевизионного эфира
Архив NEWSru.ru

Предвыборный 2007 год начался с парадоксов: "Единая Россия" потеряла монополию в федеральном телеэфире. А первое место по упоминанию на госканалах в январе заняла КПРФ. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные "Независимой газете" информационно-аналитической системой "Медиалогия". Эксперты считают, что ввиду появления второй партии власти в преддверии федеральной парламентской кампании передела на телевидении не избежать, но вряд ли оно будет в пользу коммунистов.

Опередив по количеству сообщений не только своего главного конкурента среди левых сил - "Справедливую Россию" (50 упоминаний), но и партию власти – "Единую Россию" (75), в январе коммунисты с 82 упоминаниями заняли непривычное для себя место в рейтинге. Традиционно всплеск интереса телевизионщиков к КПРФ проявляется только в период праздников, доставшихся в наследство от советских времен, мае и ноябре.

Еще в декабре прошлого года "Единая Россия" прочно лидировала по количеству сообщений на телевидении. Согласно данным "Медиалогии", партия упоминалась 285 раз против 166 у КПРФ. В январе "Единая Россия" смогла сохранить лидерство только на Первом канале, утратив его на РТР и НТВ, а на московском ТВЦ заняла только 3-е место.

"Я допускаю, что ближе к выборам появится дифференциация между каналами, когда один канал будет больше поддерживать "Единую Россию", а другой будет больше поддерживать "Справедливую Россию", - считает секретарь Союза журналистов Михаил Федотов, - но поверить в то, что какой-то из существующих каналов будет поддерживать КПРФ, или "Яблоко", или СПС - партии, которым власть определила путь в сторону крематория, я не могу".

Близость к федеральной избирательной кампании оказывает существенное влияние на качественные характеристики информационных выпусков и аналитических программ. Данные "Медиалогии" свидетельствуют о том, что политика телеканалов в последнее время становится более сдержанной и нейтральной. Происходит сокращение количества сообщений как позитивного, так и негативного характера. Так, в январе-феврале 2007 года не было ни одного негативного сообщения о таких крупных участниках избирательной кампании, как "Справедливая Россия", ЛДПР, и даже традиционно страдающей от предвзятости телевизионщиков КПРФ. Любопытно, что лидером негативных высказываний стали именно "единороссы" (3 раза).

Январский "прорыв" коммунистов эксперт Независимого института выборов Александр Кынев объясняет и резкой актуализацией левой риторики, произошедшей после выхода на политическую арену "Справедливой России". По его мнению, пока партия "эсэров" и ее лидер не достигли высокого уровня медиаактивности в информационном поле, телевизионщикам поневоле приходится продвигать бренд КПРФ.

Важной тенденцией, отмечают эксперты, становится сокращение общего количества упоминаний о самих партиях. "В преддверии федеральных выборов телеканалы в большей степени ориентируются на личностный пиар", - подчеркивает Кынев. Показателен пример лидера либерал-демократов Владимира Жириновского, который в сознании избирателя стойко ассоциируется с ЛДПР - по числу упоминаний он соревнуется за первое место с лидером "Единой России" Борисом Грызловым.

"Это очень опасно поддерживать левую тематику с помощью выступления коммунистических лидеров", - не согласен с ним Федотов, склонный скорее объяснить успех Компартии "большим зимним отпуском", когда политические процессы резко сбавляют обороты, а "руководители телеканалов ослабляют вожжи". Действительно, если посмотреть рейтинги начала февраля, то уже в первой половине месяца "Единая Россия" восстановила статус-кво, заняв лидирующее по числу упоминаний (97 раз) место в эфире. Однако уже более уверенно (68 упоминаний) выступает "Справедливая Россия", занявшая на телевидении традиционное второе место Компартии.