Россия и Финляндия решат судьбу затонувших сокровищ Екатерины II
Архив NEWSru.ru
Россия и Финляндия решат судьбу затонувших сокровищ Екатерины II В 2005 году парусник и все его содержимое было признано собственностью финского государства на основании закона о древностях.
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Россия и Финляндия решат судьбу затонувших сокровищ Екатерины II
Архив NEWSru.ru
 
 
 
В 2005 году парусник и все его содержимое было признано собственностью финского государства на основании закона о древностях.
НТВ
 
 
 
В четверг в ходе визита в Финляндию глава МИД России Сергей Лавров обсудит со своим финским коллегой Илккой Канервой вопрос о российских сокровищах, затонувших в финских водах.
mid.ru

В четверг в ходе визита в Финляндию глава МИД России Сергей Лавров обсудит со своим финским коллегой Илккой Канервой вопрос о российских сокровищах, затонувших в финских водах. Несколько лет остается нерешенной судьба голландского парусника "Дева Мария", который перевозил грузы из России и погиб в море еще 1771 году. На борту этого судна находилось немало ценностей – серебряных изделий, офортов, картин (включая полотна Рембрандта), закупленных Екатериной II, пишут "Новые Известия".

"Дева Мария" затонула в финских шхерах на пути из Амстердама в Санкт-Петербург 236 лет назад. В 1999 году это судно было обнаружено группой поисковиков из Финляндии, после чего развернулась борьба между нашедшей его командой и финским государством за обнаруженные сокровища. Парусник стоит на дне на ровном киле, его корпус неплохо сохранился, и специалисты уверены, что содержимое трюмов хотя бы частично уцелело. Есть шанс спасти полотна Рембрандта, поскольку они перевозились в герметично запаянных свинцовых тубах.

Сразу после крушения императорская Россия вела переписку со шведскими властями (в то время Финляндия входила в состав Швеции), стремясь найти исчезнувший парусник. Екатерина Великая даже послала в Финляндию придворного живописца, который должен был заняться реставрацией картин сразу после их подъема.

Однако после обнаружения затонувших сокровищ в 1999 году Москва хранила молчание, и сражение шло на финской стороне. Поисковики проиграли иск к государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. В 2005 году парусник и все его содержимое было признано собственностью финского государства на основании закона о древностях. Однако юридическая база, на основе которой принималось решение, продолжала оставаться крайне зыбкой. Это признавали даже ведущие финские юристы, недоумевавшие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Финляндии.

Однако теперь министерство культуры России поддержало идею совместно со шведскими партнерами поднять "Деву Марию", превратив парусник в плавучий музей. Как сообщила старший инспектор министерства образования Финляндии Пайви Салонен, окончательный вариант соглашения будет рассмотрен на завтрашней встрече министров иностранных дел России и Финляндии. Планируемый плавучий музей будет перемещаться между портами Балтийского моря.

Хельсинки отказался от жесткой позиции в отношении судьбы судна и его груза, поскольку дело могло обернуться большим международным скандалом. Подъем и консервация "Девы Марии" обойдутся в сумму от 25 до 40 млн евро. У Финляндии денег на это нет, а между тем парусник медленно разрушается. Поскольку власти Суоми не хотят выступать в роли варваров, допустивших гибель уникальной коллекции, они согласились на сотрудничество с россиянами.