"Новая газета" в очередном номере публикует интервью со знаменитым американским политологом Збигневым Бжезинским.
Бжезинский - американец польского происхождения, родился в 1928 году во Львове. Занимал должность советника по национальной безопасности президента США Дж. Картера с 1977 по 1981 год. В СССР его считали одним из главных антисовестких "ястребов" в американской администрации.
В настоящее время является консультантом Центра стратегических и международных исследований и профессором американской внешней политики в Школе современных международных исследований Пола Х. Нитце при университете им. Джона Хопкинса в Вашингтоне, округ Колумбия.
В конце сентября в газете The Wall Street Journal Бжезинский опубликовал аналитическую статью, посвященную нынешней России, в которой сравнил ее с Италией времен Муссолини.
Ниже приводим текст интервью "Новой газеты":
- Вы утверждаете в статье, опубликованной в газете The Wall Street Journal, что Россия при Путине напоминает Италию времен Бенито Муссолини. Но не считаете ли вы, что попытки изолировать нынешний кремлевский режим лишь усилят антидемократические тенденции в России? С другой стороны, терпимость Америки к тревожным процессам в России также усиливает авторитарные наклонности президента Путина. Получается, что оба пути плохи. Каким же может быть выход?
- Нет, есть еще один путь. Это честный разговор о том, что объединяет нас и что разъединяет. Если Россия хочет быть частью цивилизованного западного сообщества, если она намерена строить современную экономику, если она претендует на то, чтобы ее уважали в мире как демократическую державу, тогда нам есть, о чем говорить. Америка, Европа и Россия могут стать настоящими партнерами. Однако если ваша страна Россия сделает ставку на возрождение некоей Российской империи в рамках бывшего Советского Союза, тогда мы будем этому сопротивляться, и разговора не получится. Если Путин намерен построить авторитарный, централизованный и паразитический режим, то тогда ему никто аплодировать не будет, а все будут осуждать.
- Считаете ли вы, что стремление президента Буша любой ценой сохранить хорошие отношения с президентом Путиным является драматической ошибкой? В случае переизбрания способна ли будет республиканская администрация пересмотреть свою политику по отношению к Кремлю, если президент Путин будет продолжать закручивать гайки? И чего ждать Москве, если президентом будет избран демократ Джон Керри?
- Роман с Путиным как для республиканцев, так и для демократов окончен. Я ожидаю, что особой разницы в позиции Буша или Керри по отношению к Кремлю не будет. Вся политика Америки в ближайшие годы будет пронизана обеспокоенностью развитием ситуации в России. Эту обеспокоенность разделяют самые широкие политические круги США. Она - отражение разочарования Путиным, который начал проводить открыто антидемократическую политику, который ведет жестокую самоубийственную войну в Чечне.
- Представьте себе такой сценарий: Путин сворачивает все демократические свободы в России, и ее исключают из "Большой восьмерки". Не будет ли это означать поворот к холодной войне, движение к новому витку гонки вооружений с непредсказуемыми последствиями в условиях, когда у человечества появился столь сильный враг в лице международного терроризма?
- Я не думаю, что мир ждет возвращение к холодной войне, по той простой причине, что сейчас России ее просто не выдержать. Холодная война была серьезным соперничеством двух сверхдержав. Если Россия начнет сама изолировать себя, проводя порочную внутреннюю и международную политику, то она обречена на деградацию, а не на соперничество. Эта деградация неизбежна, даже если Россия на какое-то время станет квазифашистским нефтегосударством. А в долгосрочном плане упадок грозит ей тем, что она, например, может начать утрачивать контроль над своими дальневосточными территориями.
- 115 политических деятелей направили письмо главам государств и правительств Европейского союза и НАТО. В нем выражена глубокая обеспокоенность тем, что трагические события в Беслане используются для дальнейшего разрушения демократии в России. Способно ли это драматическое обращение изменить мировое общественное мнение и позицию ряда руководителей западноевропейских государств, до сих пор занимавшихся умиротворением Путина?
- Это письмо не "меняет общественное мнение", оно отражает уже изменившееся отношение к России в мире. Российские правители поступят мудро, если отнесутся к нему серьезно. У России был и пока еще остается исторический шанс присоединиться к передовому демократическому миру. К сожалению, политика Путина ведет к тому, что этот шанс становится все более и более эфемерным.
- Только что американская "Коноко-Филипс" приобрела значительный пакет акций российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ". Американский бизнес неоднократно демонстрировал и в других странах, таких, как Китай, например, что его интересует лишь политическая стабильность. Означает ли это, что президент Путин может и далее проводить свою "антидемократическую практику" в условиях высоких цен на нефть и растущей роли России как поставщика энергоресурсов на Запад?
- В мире всегда были и есть компании, которых больше интересуют быстрые деньги, нежели долговременные политические и экономические проекты. Мы в последнее время вновь убедились в этом на примере Ирака.
- Насколько убедителен, на ваш взгляд, президент Путин, когда он уверяет мир в том, что в Чечне действуют агенты "Аль-Каиды" и, таким образом, российские федеральные власти борются там против международного терроризма?
- Не нужно особого ума, чтобы понять: заявления о том, что в Чечне действуют агенты "Аль-Каиды", являются лишь попыткой отвлечь внимание мира от провала кремлевской политики в Чечне. По моему убеждению, там и прежде был, и в какой-то мере еще сохраняется, шанс на достижение мирного урегулирования. Америка когда-то столкнулась с аналогичной проблемой в Пуэрто-Рико. Другие государства также пытаются решить ее в цивилизованной манере, как, например, это делает Великобритания в Ольстере.
- Является ли постсоветское пространство зоной столкновения интересов России и США? Московские стратеги утверждают, что Америка вторгается в зону интересов национальной безопасности России, прежде всего в таких странах, как Грузия и Азербайджан. Какую политику вы бы предложили новой администрации США в отношении бывших советских республик - Украины, Грузии, среднеазиатских государств?
- Если Россия определяет свои "интересы национальной безопасности" как право размещать имперско-колониальные войска на территории новых суверенных государств, ее соседей, то в таком случае между Россией и Америкой всегда будут глубокие расхождения по этому вопросу. Мы не заинтересованы в том, чтобы настраивать Грузию или Азербайджан против России, но, безусловно, будем поддерживать их право на независимость, право добиваться вывода российских войск со своей территории, если они не желают, чтобы эти войска там пребывали. Присутствие российских войск в Приднестровье, Севастополе, Грузии, Армении, Азербайджане, Таджикистане является наследием имперско-колониальной эпохи. Это присутствие ведет лишь к росту антироссийских настроений и никак не укрепляет национальную безопасность России, не улучшает ее отношения со своими соседями.