Туалет в кафе "Фрейд", расположенном рядом с Кремлем
Oleg Nikishin/Getty Images, for The New York Times
Туалет в кафе "Фрейд", расположенном рядом с Кремлем Молодежная группа "Идущие вместе", которая оказывает громогласную поддержку президенту Путину, бросала книги писателя Владимира Сорокина в бутафорский унитаз, который они приносили к зданию Большого театра в 2002 году
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Туалет в кафе "Фрейд", расположенном рядом с Кремлем
Oleg Nikishin/Getty Images, for The New York Times
 
 
 
Молодежная группа "Идущие вместе", которая оказывает громогласную поддержку президенту Путину, бросала книги писателя Владимира Сорокина в бутафорский унитаз, который они приносили к зданию Большого театра в 2002 году
Архив NEWSru.ru
 
 
 
В Санкт-Петербурге насчитывается 275 общественных туалетов, в Москве - 257 (в древнем Риме их было 144, в современном Пекине - 7 тыс.), т.е. один туалет на 7 тыс. жителей, не считая туристов
Архив NEWSru.ru

В самом центре Москвы, рядом с Кремлем, в кафе можно увидеть одно из самых любопытных проявлений образа постсоветской России - богато украшенные туалеты, пишет газета New York Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

Рестораны стремятся переплюнуть друг друга, оборудуя самые роскошные туалеты. В таких уборных можно увидеть позолоченные сиденья, обитые кожей стены, унитазы, изготовленные из гжельского фарфора, продолжает американское издание.

Такое впечатление, что сбывается предсказание, сделанное Лениным в 1921 году: мол, придет время, когда народ будет сидеть на золотых унитазах. Хотя еще в прошлом году, как сообщает официальная статистика, 40 млн россиян, т.е. треть населения страны, не имели в своем жилище ни водопровода, ни канализации.

Зато в другом кафе посетители могут отведать блюда с такими названиями, как "Сексуальное либидо" (суп из томатов и чеснока с гренками), а затем посетить клозет с дверями из цветного стекла, на которых изображены обнаженные женские и мужские фигуры, прикрытые фиговыми листами, в стиле Джоан Мирк.

В советское время туалеты имели символическое значение. Те церкви, которые не были сразу же разрушены, часто осквернялись тем, что их алтари были превращены в туалеты. Вечное отсутствие туалетной бумаги, вместо которой часто использовались страницы "Правды" и других советских газет, и невообразимо грязные общественные туалеты часто высмеивались в анекдотах, которые в советскую эпоху были противоядием от отчаяния.

В постсоветской России эти символы приобрели новые формы. Молодежная группа "Идущие вместе", которая оказывает громогласную поддержку президенту Путину, бросала книги писателя Владимира Сорокина в бутафорский унитаз, который они приносили к зданию Большого театра в 2002 году. Они обвиняли Сорокина в нездоровой тяге к порнографии и экскрементам и выступали против планов руководства Большого театра поставить оперу по его либретто.

Путин также внес важный вклад в российские практические знания о туалетах, когда произнес свою знаменитую фразу, пообещав "мочить" чеченских террористов в сортире". В Москве есть и такие примеры нестандартных туалетов, как мобильные кабинки, изготовленные из хрупкого пластика, которые занимают стратегические позиции в городе, например на подходах к Красной площади. Этими туалетами обычно заведуют тетки со швабрами, плата обычно составляет 10 рублей, а на двери висит табличка "Льгот нет".

Режиссер Андрей Кончаловский, который уехал из Советского Союза в Голливуд, но сейчас вновь проводит много времени в Москве, когда-то высказывал идею создать партию "Чистых общественных туалетов". Он написал книгу об истории российских уборных объемом в 400 страниц, полную цитат известных писателей на эту тему, от Чехова до Солженицына. В стремлении российских богачей иметь роскошные туалеты в ресторанах и домах Кончаловский видит глубоко укоренившиеся психологические комплексы. "Богатые россияне, которые еще 10-15 лет назад не видали хороших условий, возвеличивают свое отношение к деньгам с помощью экстравагантных, немыслимых туалетов и покупки вина за 1000 долларов бутылка", – говорит Кончаловский. Если рассматривать ситуацию в исторической перспективе, то одержимость россиян роскошными туалетами – хорошая вещь, считает Кончаловский. "Когда туалеты – грязные, с демократией случаются проблемы", – говорит он.

Елена Баженова, психоаналитик, преподаватель МГУ, которая давала консультации по дизайну одного из перечисленных кафе, обнаружила даже еще более глубинные мотивы: "В психосексуальном развитии наша страна сегодня находится в анальной стадии. Рестораны уже прошли через оральную стадию – сейчас в них представлены кухни всех стран мира. Сейчас наступила анальная стадия. Они начали обустраивать свои туалеты". "На этой стадии придается большое значение тому, чтобы туалеты были очень красивыми. Если ребенок переносит травму, то, когда он становится взрослым, она может перерасти в невроз".

Между тем ресторанный критик газеты "Ведомости" Алексей Зимин указывает на более прагматичные мотивы. "Естественно, это происходит из-за денег, – говорит Зимин, добавляя, что в его любимом туалете в ресторане (который, к сожалению, закрылся) писсуар был сделан в виде водопада. – Люди конкурируют между собой, а это – еще один способ привлечь внимание". Евгений Кацельсон, известный ресторатор, не хочет вдаваться в размышления о том, почему он поставил шикарные туалеты – импортированные из Англии – в своих новых бистро "Скрытое обаяние буржуазии". "Не знаю, почему они такие красивые. Это новая традиция, вот я и поставил", – приводит его слова газета New York Times.