Госдума одобрила введение в России "режима террористической опасности" и ограничение свобод граждан
Архив NEWSru.ru
Госдума одобрила введение в России "режима террористической опасности" и ограничение свобод граждан Среди авторов законопроекта - глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Госдума одобрила введение в России "режима террористической опасности" и ограничение свобод граждан
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Среди авторов законопроекта - глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев
Архив NEWSru.ru
 
 
 
ФСБ определена в качестве основного субъекта по пресечению террористической деятельности
Архив NEWSru.ru

Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект "О противодействии терроризму", ограничивающий ряд прав и свобод при введении режимов террористической опасности и контртеррористической операции.

В условиях угрозы терроризма может быть установлен и режим чрезвычайного положения, который регулируется уже действующим специальным законом.

385 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов поддержали сегодня законодательную инициативу депутатов-"единороссов" во главе со спикером Борисом Грызловым и пятью членами Совета Федерации.

Среди авторов законопроекта - глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, члены этого комитета Михаил Гришанков, Анатолий Куликов, Аркадий Баскаев и другие. Законопроект был подготовлен депутатами совместно с ФСБ, МВД, Генпрокуратурой и Минюстом.

Терроризм – политическое явление

Терроризм в проекте закона классифицируется как политическое явление, сообщает "Интерфакс". В документе прописан правовой механизм привлечения Вооруженных сил к участию в контртеррористических операциях с использованием оружия и техники, в том числе - "в исключительных случаях - за пределами РФ".

Законопроект предполагает создание Федеральной антитеррористической комиссии во главе с председателем правительства РФ и аналогичных региональных комиссий, которые осуществляют общую координацию деятельности органов исполнительной власти при противодействии терроризму.

ФСБ определена в качестве основного субъекта по пресечению террористической деятельности.

Режимы террористической опасности и контртеррористической операции

Режим террористической опасности может вводиться "при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе террористической акции", в том числе если нет возможности проверить эту информацию. Данный режим не может действовать более 60 суток.

Оба режима предусматривают возможность применения специальных мер и временных ограничений, в том числе введение контроля телефонных переговоров, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов, а также ряд других мер.

Режим террористической опасности не будет предусматривать запрет на митинги и пикетирование. Об этом заявил, выступая в пятницу на заседании нижней палаты, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Анатолий Куликов, сообщает РИА "Новости".

Он подчеркнул, что в тексте законопроекта имеется перечень тех мероприятий, на которые могут быть наложены ограничения в случае объявления режима терррористической опасности. "Но речь в данном случае идет только о массовых мероприятиях - например, футболе или рок-концерте, а митинги и пикетирование, если речь идет о режиме террористической опасности, запрещаться не будут", - отметил депутат. Режим контртеррористической операции вводится в зоне ее проведения приказом руководителя этой операции. Куликов заявил, что в случае объявления режима контртеррористической операции запрет будет распространяться и на митинги. По словам депутата, в связке с законом "О противодействии терроризму" будет работать и закон "О защите свидетелей", который в настоящее время находится в стадии проработки.

Особые правила устанавливаются для работников СМИ: они обязаны информировать общественность о террористической акции только "в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем этого штаба". Доступ журналистов в зону проведения контртеррористической операции может быть полностью закрыт.

Президентская сторона поддерживает законопроект

Представитель президента в Госдуме Александр Косопкин после завершения прений по рассмотрению палатой этого законопроекта заявил, что президентская сторона концептуально поддерживает этот документ и тесно сотрудничала с разработчиками этого законопроекта.

Вместе с тем Косопкин отметил, что президентская сторона внесла свои замечания к этому документу. "Их достаточно много, и необходимо, чтобы профильный комитет в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению достаточно тщательно учел замечания президентской стороны", - подчеркнул он.

Между тем вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Владимир Пехтин высказал мнение, что принятый законопроект чрезвычайно важен. "Пожалуй, впервые террористам предлагается противопоставить не разрозненные действия отдельных федеральных ведомств, а увязанную на общенациональном уровне программу действий всех сил, имеющихся у российского государства, и это не перебор, это единственно правильный ответ на эволюцию международного терроризма", - заявил он журналистам.

Законопроект, по мнению Пехтина, имеет ряд принципиальных новшеств. Он не только "более детально отражает условия и порядок проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, но и включает в себя целый комплекс мер политического, социально-экономического, информационно-пропагандистского, организационного характера", - подчеркнул парламентарий.

В документе есть недоработки

Представитель фракции "Единая Россия", лидер народной партии, депутат Геннадий Гудков высказал журналистам иную точку зрения на этот документ. Он отметил, что законопроект "готовился вне стен Госдумы и не рассматривался на закрытых заседаниях профильных комитетов". Это, по мнению Гудкова, стало причиной целого ряда серьезных недоработок в этом документе.

В частности, отметил Гудков, "не устранено дублирование функций МВД и ФСБ, не прописаны четко задачи подразделения внешней разведки по работе против очагов терроризма, создаваемых российскими гражданами за рубежом, не предусмотрено усиление борьбы с наркобизнесом и многие другие необходимые моменты".

Вице-спикер от фракции "Родина" Сергей Бабурин, в целом поддержав концепцию законопроекта, в то же время высказал озабоченность в связи с тем, что некоторые нормы законопроекта могут быть использованы "в злонамеренных целях для подавления инакомыслия и социального протеста".

Кроме того, он обратил внимание на ряд ограничений, налагаемых законопроектом на работу журналистов. В частности, полагает он, под понятие "террористической деятельности" может быть подведена работа журналистов, информирующих о террористическом акте.

Важно также и то, что в представленном варианте законопроект может быть использован в политических целях руководителями ряда субъектов РФ, полагает представитель фракции "Родина".

Между тем фракция КПРФ в Государственной думе отрицательно отнеслась к законопроекту. Выступая в прениях по этому документу, представитель фракции КПРФ Алексей Кондауров сказал, что, по мнению депутатов-коммунистов, в стране существует "исчерпывающая правовая база для борьбы с терроризмом".

Как показывает практика, сказал он, отрицательно скажется на эффективности этой борьбы не отсутствие правовой базы, а "правовой произвол, коррупция в соответствующих органах, разложение институтов государственной власти, а также тяжелое экономическое положение".

Кроме того, по его мнению, норма законопроекта "введение режима террористической опасности" дает возможность весьма существенно ограничивать права и свободы граждан. "Есть также опасность, что этот закон будет стимулировать политическую, национальную, конфессиональную подозрительность в обществе", - сказал представитель фракции КПРФ.

Напомним, что законопроект был внесен в нижнюю палату парламента 1 декабря. Отметим, что данный проект появился в Госдуме как раз в тот момент, когда внимание российской общественности отвлечено бурными событиями на Украине.