В Хабаровске может быть отключено горячее водоснабжение в связи с тем, что содержание нитробензола в Амуре, по данным на понедельник, выше предельно допустимой концентрации (ПДК). Такую возможность не исключил губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.
"Мы не исключаем возможности отключения горячей воды в Хабаровске, так как по техническим требованиям запускать воду в систему горячего водоснабжения с уровнем выше 1 ПДК недопустимо", - заявил губернатор в понедельник на заседании оперативного штаба при полномочном представителе президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
В то же время Ишаев отметил, что необходимости отключать холодную воду в городе нет. Головные очистные сооружения МУП "Водоканал" способны справиться с загрязнением Амура нитробензолом в 2 ПДК, добавил губернатор.
Между тем концентрация нитробензола в реке Амур у села Нижнеленинское (Еврейская автономная область), где накануне было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации нитробензола, начала устойчиво снижаться, сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Дальневосточного регионального центра МЧС.
"Максимальная концентрация нитробензола от села Нижнеленинское на правом берегу реки Амур (КНР) составляла 0,209 миллиграммов на литр, что соответствует 1,05 предельно допустимой концентрации по российским стандартам", - отметил собеседник агентства.
Однако, по данным российских специалистов, в составе попавших в конце прошлой недели в Амур загрязненных вод могут быть не только бензол и нитробензол, но и хлор, а также другие вредные вещества.
"К сожалению, мы до сих пор не получили от Китая достоверной информации о том, что же все-таки попало в Амур. По нашим данным, вместе с ядовитым пятном в Сунгари из китайских водохранилищ были сброшены воды с превышенным содержанием хлора и гербецидов, предназначенных для удобрения сельхозугодий", - отметил губернатор Ишаев.
По данным МЧС, за прошедшие сутки из реки Амур для проведения лабораторного анализа взяты 46 проб в трех местах. Анализ проб воды производится экспресс-методом каждые три часа, а также с помощью жидкостных и газовых хроматографов.
Как отметили в пресс-службе, пробы также доставлены в лаборатории территориального управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Дальневосточный институт тектоники и геофизики, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, где производится проверка воды на наличие бензола, нитробензола, токсичных металлов, аммиака, нитритов, нитратов, нефтепродуктов, толуола, ксилола, пара- и ортоксилола.
В настоящее время, по данным начальника Дальневосточного регионального центра МЧС Виктора Капканщикова, передний край загрязнений находится в 90 км от Хабаровска. Скорость течения реки составляет 60 км в сутки. Передний фронт загрязнений достигнет Хабаровска к 21 декабря, отметил Капканщиков. По информации спасателей, концентрация вредных веществ в сунгарийских водах в Амуре снижается.
В Хабаровске продолжается выполнение комплекса мероприятий для обеспечения безопасности жителей населенных пунктов Хабаровского края и Еврейской автономной области в период прохождения зоны загрязнения по реке Амур. Сейчас специалисты КНР строят дамбу в районе протоки Казакевичева, возведение которой позволит не пропустить загрязненную воду к водозабору в районе Красной речки Хабаровска.
Между тем в Хабаровском крае в бассейне Амура на два года вводится ограничение на лов рыбы. Разрешено ловить рыбу только в горных речках, а также в тех реках, которые впадают в Амур. В самом Амуре рыбу ловить запрещается. Как сказали в отделении Тихоокеанского института исследований научной рыбной отрасли, пока невозможно ответить, насколько заражена рыба бензольными соединениями, но принимать ее в качестве пищи уже нельзя. ИА Regnum приводит слова одного местного жителя, который утверждает, что уже давно не ест рыбу из Амура, потому что она пахнет фенолом, поэтому весь улов рыбаки отправляют в Хабаровск, цитирует агентство слова жителя одного из сел.
В Хабаровске уже усиливаются антикитайские настроения. Как пишет The Wall Street Journal, ситуация парадоксальна. Во времена СССР этот регион был военным гарнизоном, жившим за счет субсидий из Москвы. После распада СССР жизнь в нем поддерживает Китай, высасывающий из Восточной Сибири лес, нефть, золото и наводняющий Хабаровск дешевыми продуктами, одеждой и обувью. Здесь все больше китайских рабочих и торговцев. Местные жители не любят китайцев, но экономика целиком зависит от них.
Среди китайских мигрантов есть инвесторы, вкладывающие миллионы долларов в местные золотые прииски, целлюлозно-бумажные заводы и строительные компании. Китайские рабочие построили в Хабаровске новый православный собор, а китайские крестьяне арендовали землю и построили теплицы, снабжающие Хабаровск свежими фруктами и овощами. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Но экологический ущерб, связанный с ростом Китая в последние двадцать лет, тревожит местных жителей еще больше. Хабаровский губернатор Виктор Ишаев говорит, что Китай построил 16 нефтехимических заводов на Сунгари, которая впадает в Амур в 170 милях к юго-западу от Хабаровска. Из-за отсутствия адекватных фильтрационных систем тонны отходов текут в российские реки. "Мы стали их заложниками", - сказал Ишаев о китайцах, выступая по телевидению на прошлой неделе. Бензол, который вылился в приток Амура Сунгари, стал последней каплей в чаше терпения. Жители называют его "вторым Чернобылем".
Китайские власти признают проблему и говорят, что в этом году потратили 1 млрд долларов на улучшение экологии бассейна Амура и выделили 1,5 млрд долларов на будущий год. "Наш 11-й пятилетний план на 2006-2010 годы призывает к ликвидации загрязнения питьевой воды, а это подразумевает заводы на Сунгари", – заявил генеральный консул Китая в Хабаровске Фань Сяньжун.
Но для Амура это, может быть, слишком мало и слишком поздно. Глава хабаровского Института водных и экологических проблем Борис Воронов рассказывает об упадке великой реки. Ученые начали бить тревогу в 1996 году, когда рыбаки заметили, что от улова пахнет лекарствами. Тесты показали высокий уровень загрязнения. "Это был букет химикатов, – говорит он. – Рыба так дурно пахла, что ее не ели даже кошки".
Хуже всех приходится коренным народам Дальнего Востока, таким как нанайцы, живущие за счет рыболовства. В маленькой нанайской деревне Сикачи-Алян, примерно в 40 милях к северо-востоку от Хабаровска. "Мы все умрем от голода, – говорит Юрий Перемко. – Рыба для нас все. Другой работы здесь нет".
Однако, россияне, несмотря на скрытую неприязнь к соседям, не упускают возможности слетать в Китай. Как утверждает консул Фань Сяньжун, в прошлом году в Китае побывало 1,4 млн россиян, то есть вдвое больше, чем китайцев, посетивших Россию. В турагентстве Beauty Travel идет бойкая торговля шоп-турами в Китай, включая районы, максимально пострадавшие от бензолового загрязнения. Местные жители с удовольствием покупают за 350 долларов трехдневную поездку в Харбин, откуда привозят одежду и телевизоры, купленные вдвое дешевле, чем в Хабаровске. "В Харбин летают два рейса в неделю, и они заполнены до отказа", – говорит продавец туров Оксана Петренко. Поездка на пароме в пограничный город Фуюань с его казино, саунами и ресторанами тоже пользуется большим спросом. Популярны также туры на морские курорты, такие как остров Хайнань.