В селе Улус-Керт Шатойского района Чечни в ходе спецоперации милиционеры задержали двух местных жительниц, членов незаконного вооруженного формирования
Архив NEWSru.ru
В селе Улус-Керт Шатойского района Чечни в ходе спецоперации милиционеры задержали двух местных жительниц, членов незаконного вооруженного формирования По оперативным данным, они завербовали женщин для участия в теракте в театральном центре на Дубровке в Москве, совершенном в октябре 2002 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В селе Улус-Керт Шатойского района Чечни в ходе спецоперации милиционеры задержали двух местных жительниц, членов незаконного вооруженного формирования
Архив NEWSru.ru
 
 
 
По оперативным данным, они завербовали женщин для участия в теракте в театральном центре на Дубровке в Москве, совершенном в октябре 2002 года
Архив NEWSru.ru
 
 
 
По оперативным данным, они завербовали женщин для участия в теракте в театральном центре на Дубровке в Москве, совершенном в октябре 2002 года
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Михаил Авдюков
Архив NEWSru.ru

В селе Улус-Керт Шатойского района Чечни в ходе спецоперации милиционеры задержали двух местных жительниц, членов незаконного вооруженного формирования. По оперативным данным, они завербовали женщин для участия в теракте в театральном центре на Дубровке в Москве, совершенном в октябре 2002 года. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили сегодня во временном пресс-центре МВД России на Северном Кавказе.

Одной из задержанных 35 лет, другой - 16 лет, их имена в интересах следствия не называются.

Кроме того, сообщили в пресс-центре, за минувшие выходные дни сотрудники правоохранительных органов задержали в Чечне пять боевиков.

Сразу после штурма Театрального центра на Дубровке прокурор Москвы Михаил Авдюков сообщил журналистам, что всего в захвате участвовали 41 террорист, около половины из которых составляли женщины. Командовала ими вдова известного чеченского боевика Арби Бараева Зура. Зура Бараева также являлась теткой Мовсара Бараева, который возглавил захват театрального центра на Дубровке. Напомним, Арби Бараев был убит федеральными силами в ходе спецоперации в районе селения Алхан-Кала в июне 2001 года. Кроме того, среди террористов также находились вдовы полевых командиров Зелимхана и Резвана Ахмадовых.

"Черные вдовы" - инструмент войны и пропаганды

Боевики в пропагандистских целях поручают совершение терактов "черным вдовам". Это жены и сестры чеченцев, пропавших, убитых или погибших в боях с федеральными силами. Они избирают смерть камикадзе, чтобы продемонстрировать силу сопротивления. Они надевают пояс смертника, садятся в грузовик, наполненный взрывчаткой, и наносят удар по объекту.

Сепаратисты превозносят подобные действия, пишет Corriere della Sera. Захват заложников в московском театральном центре проходил по такой же схеме. Обреченный на неудачу штурм, оставивший после себя столько тайн. Взрывные устройства доверили, по словам российских представителей, именно "черным вдовам", одетым как ниндзя. Эти заявления мало кого убеждают, но они потрясли воображение. Русские и чеченцы преследовали одну цель - превознести роль женщин, представить сценарий войны "на палестинский манер".

Чеченских боевиков вдохновляет образ Хавы Бараевой, принадлежавшей к тейпу, многие представители которого принимают участие в бандформированиях. Хава первой вступила на путь мученичества. Пропаганда повстанцев представляет ее героиней, ей посвящаются песни и поэмы, пишет издание.

Лидеры боевиков воспользовались также пропагандистским опытом других исламских группировок, имеющих свои сайты в интернете. Воззвание, вероятно скопированное с текста, составленного на Ближнем Востоке, - стало очень популярным среди чеченцев, симпатизирующих боевикам. В документе говорится о "долге сестер" оказывать помощь моджахедам даже на поле боя.

На протяжении длительного времени руководство движения полагало, что "ситуация еще не дошла до того момента, когда требуется непосредственное участие женщин в боевых действиях". Но картина событий изменилась - по причине понесенных потерь и идеологического влияния исламских добровольцев. Из Европы, так же, как и из Северной Африки, в Чечню направились десятки активистов, готовых оказать помощь чеченским боевикам.

Во время военных кампаний женщины-боевики занимались оказанием медицинской помощи, "используя скудные материалы, которые имелись в их распоряжении. За это их вознаградит Аллах". В ходе боев чеченки должны были кормить и поить своих братьев, "как это было в Афганистане". Другие переносили через территорию противника оружие и боеприпасы. Они играли важную роль в поддержании боевого духа боевиков в разгар боев.

По мнению лидеров чеченских повстанцев, женщины играют большую роль в воспитании детей. Они должны формировать их характер, делать их сильными, чтобы они могли стать моджахедами. На ночь, говорят повстанцы, целесообразно рассказывать детям истории о мучениках: "В истории Пророка имеются десятки примеров, о которых следует рассказывать". Важна дисциплина: "Учите детей накапливать ненависть к врагам Аллаха и неверующим". Когда это возможно, мать не включает телевизор, потому что он "воспитывает застенчивость, пропагандирует анархию".

У чеченских сестер особая миссия. Отвечать на критику тех, что выступает против джихада. Наилучшие ответы содержатся в текстах шейха Абдаллы Аззама - палестинца, соратника Усамы бен Ладена. Возможно, в этих книгах сепаратисты отыскали идеи, подтолкнувшие движение к применению тактики своих ближневосточных единомышленников. С одним лишь отличием. "Аль-Каида" до последнего времени использовала женщин для выполнения задач в тылу. "Хамас", другая группа исламского толка, отказалась использовать женщин-камикадзе. Лишь нерелигиозные формирования "Бригады мучеников аль-Аксы", близкие в "Фатх", используют эту практику, убеждая многих девушек надевать пояса смертников.

Сама тактика возникла случайно - первая девушка взорвалась по ошибке - но закрепилась после широкого резонанса, последовавшего за этим инцидентом. Подобная динамика наблюдается и у чеченцев, отмечает Corriere della Sera. В документе, адресованном женщинам-боевикам, с гордостью говорится: "Смелость женщин - это стыд за многих современных "мужчин".