Московский городской суд оставил в силе арест начинающего актера Павла Устинова, обвиняемого в применении опасного для здоровья насилия к росгвардейцу во время задержания на протестной акции 3 августа
Moscow-Live.ru / Михаил Тихонов
Московский городской суд оставил в силе арест начинающего актера Павла Устинова, обвиняемого в применении опасного для здоровья насилия к росгвардейцу во время задержания на протестной акции 3 августа
 
 
 
Московский городской суд оставил в силе арест начинающего актера Павла Устинова, обвиняемого в применении опасного для здоровья насилия к росгвардейцу во время задержания на протестной акции 3 августа
Moscow-Live.ru / Михаил Тихонов

Московский городской суд оставил в силе арест начинающего актера Павла Устинова, обвиняемого в применении опасного для здоровья насилия к росгвардейцу во время задержания на протестной акции 3 августа. Об этом сообщает "Медиазона". Близкие Устинова ранее говорили, что он случайно оказался в зоне массовых задержаний и даже не интересуется политикой. Задержанный также утверждал, что его самого избили при задержании, а травма росгвардейца взялась непонятно откуда.

Суд должен был состояться по делу еще 21 августа, но заседание отложили для вызова следователя Заварзина. Придя на заседание, он попросил отклонить жалобу на арест Устинова, а также приобщить к делу протокол допроса Лягина - потерпевшего сотрудника ОМОН. Документ приобщили, несмотря на замечание адвоката Дмитрия Чешкова, что в нем неправильно указан номер дела.

В протоколе говорится, что Устинов выкрикивал оскорбительные для полицейских лозунги. Это и стало поводом для его задержания. В момент задержания Устинов оказал сопротивление, из-за чего Лягин вывихнул себе плечо.

В Правозащитном центре "Мемориал" отмечают, что протоколы сотрудников ОМОН, участвовавших в задержании Устинова, совпадают слово в слово. Они "содержат одинаковые орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки, сделанные в одних и тех же местах". Организация признала Устинова политзаключенным.

"Движения Устинова были рефлекторными и не имели признаков агрессии, тогда как задерживавшие его сотрудники ОМОН применили излишнюю в данной ситуации физическую силу и спецсредства", - сделали вывод правозащитники, посмотрев видео задержания Устинова.

Из комментариев к видео также следует, что росгвардеец активно использовал якобы вывихнутую руку вплоть до препровождения Устинова в автозак. Поэтому вообще непонятно, получил ли силовик травму в тот момент. А Павел оказывать активное сопротивление не мог в принципе, поскольку в одной руке держал смартфон. Он лишь пытался отбежать в сторону от омоновцев, которые в доли секунды повалили его на асфальт.

Ролик был опубликован в начале августа сестрой Павла Устинова в соцсети "ВКонтакте", однако в пятницу его удалили.

Адвокат Дмитрий Чешков отметил, что в деле нет медицинских документов, подтверждающих травму росгвардейца. Суд также не удовлетворил ходатайство защитника о допросе двух свидетелей, в числе которых корреспондент "Дождя" Василий Полонский.

"Хочу сказать, что я не причастен ни к каким митингам. Ни разу в жизни не совершал преступлений и не собираюсь этого делать", - сказал 24-летний Павел Устинов в суде.

Задерживали всех без разбора

Как рассказала ранее сестра обвиняемого, 3 августа Павел Устинов отправился в центр Москвы, потому что договорился встретиться с другом, который пообещал помочь по работе. Устинов поехал на Пушкинскую площадь, и встал у выхода из метро, чтобы ждать друга. Встретиться приятели так и не успели. Сначала силовики скрутили Павла, а потом и прибывшего на встречу его друга, который просидел в отделе полиции двое суток. О митинге оппозиции, проходящем в столице, они оба ничего не знали.

"Политикой Павел никогда не интересовался. У нас такая семья, мы политикой в принципе не интересуемся и на митинги не ходим. Даже не голосуем - нам это неинтересно", - объяснила сестра актера Юлия Устинова, работавшая ранее во внутренних войсках (ныне Росгвардия).

Со слов Павла известно, что росгвардейцы подбежали к нему сзади и заломили назад руки. Вырваться было невозможно, сотрудников Росгвардии было трое, Павел даже не сопротивлялся. Актера повалили на землю и начали бить дубинками, после чего затащили в автобус-автозак.

Один из силовиков так усердствовал, что получил травму. Устинов даже не понимает, в какой момент это произошло. Пострадавшего омоновца сразу же отправили на скорой помощи в институт Склифосовского, а потом в госпиталь Росгвардии. А избитому Павлу даже не оказали медицинской помощи.

Юлия говорит, что сначала уголовное дело возбудили по 1-й части ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни или здоровья), но потом дело переквалифицировали на ч. 2, которая предусматривает 10-летний срок лишения свободы вместо пятилетнего. При этом экспертиз о степени вреда здоровью сотрудника Росгвардии в деле не было.

Павел Устинов переехал в Москву из Красноярского края в 17 лет, сразу после школы. Он поехал учиться в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина, так как с детства мечтал стать актером.

Павел Устинов играл небольшие роли в сериалах и фильмах, а также сыграл в эпизоде у Федора Бондарчука в "Притяжении". После института его пригласили в "Театр на Таганке", однако помешала служба в армии. По иронии судьбы, Устинова определили именно в Росгвардию. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году Павел стоял в оцеплениях на матчах. Выполнял ли он такую же роль на протестных акциях - не сообщается.

Бывшая сотрудница правоохранительных органов Юлия Устинова заявила, что после задержания брата проявила интерес к оппозиционным акциям и была шокирована почерпнутой в интернете информацией о разгоне протестующих. "Никогда не видела, чтобы такой беспредел творился. Любой сотрудник обязан подчиняться законам. Но я не помню таких законов, чтобы бежать к метро и просто выносить людей. Не помню такого закона, чтобы просто ходить, пинать людей и забирать их", - пояснила Юлия.

Напомним, 3 августа, когда был задержан Павел Устинов, в столице прошла крупная, но не согласованная с властями акция протеста "За честные выборы", участники которой требовали зарегистрировать представителей оппозиции в качестве кандидатов в депутаты Мосгордумы. По данным пресс-службы ГУ МВД РФ по Москве, сотрудники полиции и Росгвардии задержали около 600 человек за участие в несогласованной акции, на которую вышли примерно 1,5 тыс. человек. Однако, по данным "ОВД-Инфо", на акции было задержано не менее 1001 человека из 10 тысяч участников. Среди задержанных оказались журналисты, туристы и случайные прохожие.

27 июля в аналогичной акции протеста участвовали порядка 3 тысяч человек, утверждали власти. Тогда были задержаны почти 1400 человек. При разгоне демонстрации применялись дубинки и электрошокеры, в результате пострадали около 80 человек. В течение нескольких последующих дней в московские суды поступило на рассмотрение 1043 административных дела по статье 20.2 КоАП ("нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"). 88 задержанных отправили под административный арест сроком от 3 до 30 суток. Сотни участников были оштрафованы на суммы до 150 тысяч рублей.

Мэр Москвы Сергей Собянин назвал эти мирные выступления оппозиции "заранее спланированными и хорошо подготовленными" "массовыми беспорядками". С подачи мэра СК РФ возбудил дело по этой статье, которая предусматривает максимальное наказание в виде 15 лет лишения свободы.

По делу об участии в "массовых беспорядках", которое также называют "московским делом", обвиняемыми проходят 13 человек. Всех их суд поместил под стражу, и сейчас они находятся либо в ИВС, либо в СИЗО. Наказание в виде восьми лет лишения свободы грозит 21-летнему видеоблогеру и студенту-политологу ВШЭ Егору Жукову, 48-летнему сотруднику ведомственной охраны железной дороги Евгению Коваленко, бывшему росгвардейцу Кириллу Жукову, Ивану Подкопаеву, Самариддину Раджабову, координатору штаба незарегистрированного кандидата Любови Соболь Алексею Миняйло, 22-летнему студенту МГТУ имени Баумана Даниилу Конону, окончившему ранее Московское президентское кадетское училище имени М. А. Шолохова с золотой медалью, 22-летнему либертарианцу из Нижнего Новгорода Владиславу Барабанову, 25-летнему менеджеру по продажам Сергею Абаничеву, 25-летнему программисту и студенту МФТИ Айдару Губайдулину, волонтеру штаба Любови Соболь Сергею Фомину, 26-летнему индивидуальному предпринимателю Даниле Беглецу, 20-летнему члену партии "Яблоко" и студент РГУ имени Косыгина Валерию Костенку.

Четырнадцатым фигурантом дела о массовых беспорядках стал режиссер телеканала "Доктор" Дмитрий Васильев. После задержания у телережиссера, страдающего диабетом, отобрали инсулин и глюкометр. В итоге подозреваемый попал в реанимацию с подозрением на отек мозга. Однако медикам удалось его спасти. Затем Васильева исключили из круга подозреваемых.

Также СК РФ возбудил уголовные дела по 318-й статье УК РФ (применение насилия в отношении сотрудника правоохранительных органов). Поводами для возбуждения этих уголовных дел становились распыление газа из перцового баллончика, а также броски урны, фрагмента бордюрного камня и бумажного стаканчика (Сергей Абаничев) в сторону силовиков, попытка поднять забрало шлема росгвардейца (Кирилл Жуков), жесты рукой (Егор Жуков).

На изначальную абсурдность уголовного дела о массовых беспорядках указывали многие эксперты. В Совете при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сомневаются, что для возбуждения дела были хоть какие-то основания. Протестующие на акциях вели себя мирно, при проверке экспертами СПЧ никаких "следов погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения участниками публичного мероприятия оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ обнаружить не удалось".

Следствие же считает, что участники протестных акций "мешали движению пешеходов и транспортных средств <...> ограничивая свободный доступ граждан к государственным учреждениям и объектам инфраструктуры, социального обеспечения и жилым домам, нарушая права граждан, не принимающих участие в незаконно проводящемся публичном мероприятии".

Кроме того, протестующие, "нарушая предусмотренное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ право других лиц на свободное передвижение, нарушали общественный порядок, скандировали лозунги политического характера, привлекая внимание окружающих граждан и представителей СМИ, призывали их к активным противоправным действиям, чем создавали реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, общественному порядку, общественной безопасности и иным конституционно охраняемым ценностям".