За последние 15 лет в Москве было установлено в 10 раз больше памятников, чем за весь ХХ век, причём около четверти из них – самострой. Процесс "монументализации" столицы продолжается. С самостроем не в силах бороться ни закон, ни городская комиссия по монументальному искусству при Московской городской думе, пишет "Версия".
Многие памятники, украшающие столицу, являются дарами городу от других государств. В этом случае решение Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме не всегда является ключевым. Поскольку вступает в силу уже политический вопрос, и отвержение нелепых построек может иметь негативные последствия. Всего, по разным подсчётам, Москва приняла уже около 150 монументальных подарков.
Проекты некоторых памятников и вовсе не поступали на рассмотрение комиссии, но, тем не менее, долгое время находятся в столице. Российское законодательство никак не оговаривает проблемы демонтажа незаконно возведённых монументов.
Кроме того, даже если специалисты разрешают возведение памятника, то появиться он может совсем не на том месте, которое ему отведено по плану. К примеру, на Серпуховской площади находится памятник Алишеру Навои, хотя стоять он должен был около посольства Узбекистана. А памятник Фёдору Шаляпину - на Новинском бульваре, а не около Большого театра. Так что решения комиссии Мосгордумы по поводу возведения памятника, а также предложения по месту его расположения, носят преимущественно рекомендательный характер.
"Версия" отмечает, что сегодняшние памятники вовсе не преследуют цель прославить великих деятелей, а по большей части призваны улучшить настроение горожан и гостей столицы. Но зачастую организаторов возведения того или иного монумента мало интересует, гармонирует ли он с окружающей средой и архитектурой того места, где он будет расположен, пишет издание.
К примеру, монументов, подобных памятнику дворнику дяде Коле, плавленному сырку, сигаретному окурку или даже фонарному столбу из года в год на московских улицах появляется всё больше и больше.
Среди необычных памятников столицы можно выделить композицию знаменитого Михаила Шемякина "Дети – жертвы пороков взрослых" на Болотной площади, "Дорогу утятам" в сквере около Новодевичьего монастыря, "Памятник всем влюблённым" в "Эрмитаже".
Ещё одно новое веяние – памятники или скульптурные композиции героям кинофильмов и мультперсонажам. Например, памятник Евгению Леонову в образе доцента из фильма "Джентльмены удачи" на Мосфильмовской улице, памятник Барону Мюнхгаузену около метро "Молодёжная". Однако на одном из недавних заседаний Комиссии по монументальному искусству её члены решили больше не давать своего согласия на возведение памятников киноперсонажам и отклонили предложение инициативной группы увековечить героев кинофильма Георгия Данелия "Мимино" в районе Чистых прудов.
Надо отметить, что в Москве исторически ценными памятниками признаны лишь 150 монументов, за которыми ухаживают представители Комитета культурного наследия столицы. При этом в городе, по приблизительным подсчётам, около 1000 изваяний, до которых никому нет дела.