Начальник управления научно-технического обеспечения ФСБ генерал Андрей Фетисов заявил, что факт взрывов на борту погибших 25 августа пассажирских самолетов установлен и подтвержден специалистами в результате проведенных экспертиз
Yahoo!
Начальник управления научно-технического обеспечения ФСБ генерал Андрей Фетисов заявил, что факт взрывов на борту погибших 25 августа пассажирских самолетов установлен и подтвержден специалистами в результате проведенных экспертиз "Только тогда, когда появились достоверные результаты, нами было объявлено о том, что на самолетах Ту-134 и Ту-154 произошли взрывы", - сказал он
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Начальник управления научно-технического обеспечения ФСБ генерал Андрей Фетисов заявил, что факт взрывов на борту погибших 25 августа пассажирских самолетов установлен и подтвержден специалистами в результате проведенных экспертиз
Yahoo!
 
 
 
"Только тогда, когда появились достоверные результаты, нами было объявлено о том, что на самолетах Ту-134 и Ту-154 произошли взрывы", - сказал он
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Кроме того, в результате обследования обломков Ту-134 установлено, что причиной его падения был разрыв хвостовой части фюзеляжа, вызванный взрывом на борту, заявил Андрей Фетисов
AFP

Начальник управления научно-технического обеспечения ФСБ генерал Андрей Фетисов заявил, что факт взрывов на борту погибших 25 августа пассажирских самолетов установлен и подтвержден специалистами в результате проведенных экспертиз, сообщает "Интерфакс".

"Результаты работы экспертов докладываются только тогда, когда они носят абсолютно достоверный характер. Это юридически значимые результаты, под которыми стоит подпись эксперта, который несет юридическую ответственность за представляемый результат", - сказал Фетисов в понедельник журналистам.

Он сообщил, что с самого начала расследования авиакатастроф самолетов Ту-134 под Тулой и Ту-154 в Ростовской области рассматривалось четыре версии, одна из которых касалась возможности проведения террористического акта и взрыва на борту самолета.

"Только тогда, когда появились аналитически подтвержденные достоверные результаты, можно говорить о том, что вопрос, связанный с произошедшим взрывом на бортах самолетов, является достоверным", - заявил Фетисов, отметив, что результаты экспертиз докладываются только тогда, когда получено стопроцентное подтверждение.

"Только тогда, когда появились достоверные результаты, нами было объявлено о том, что на самолетах Ту-134 и Ту-154 произошли взрывы", - сказал он.

Фетисов заявил также, что "на сегодняшний день нет фактов, что у взрывных устройств, которые сработали на борту самолетов были осколки".

Кроме того, в результате обследования обломков Ту-134 установлено, что причиной его падения был разрыв хвостовой части фюзеляжа, вызванный взрывом на борту, заявил Андрей Фетисов.

- Взрывы произошли у туалетов

По его словам, в Тульской области поисковые мероприятия продолжаются. Это вызвано тем, что самолет под Тулой упал с высоты пять-шесть тысяч километров на болотистую местность, пояснил Фетисов. Обломки самолета Ту-134, разбившегося в Тульской области упали в болотистую местность. "Фюзеляж самолета Ту-134 ушел под землю", - сказал он.

Фетисов сообщил, что обломки самолета Ту-154, разбившегося в Ростовской области, упали на поверхность земли. Поэтому их исследование заняло меньше времени. Он добавил, что в Ростовской области был найден фюзеляж самолета Ту-154, "обломки которого несли признаки того, что на борту самолета произошел взрыв".

Генерал сообщил, что с обломков самолета были взяты смывы и 26 августа в Москве при дополнительной сложной экспертизе было достоверно установлено, что на борту самолета произошел взрыв и в составе взрывчатого вещества был гексоген.

Касаясь исследования обломков разбившегося в Тульской области самолета Ту-134, Фетисов сказал: "По внешним признакам при первичном исследовании и анализе признаков наличия взрывчатого вещества обнаружено не было, поскольку фюзеляж Ту-134 был под землей.

По его словам, экспертам удалось проникнуть внутрь самолета только 27 августа.

"Внутри самолета Ту-134 были обнаружены с характерными признаками повреждения от действия взрывной волны пассажирские кресла, столики и ряд других фрагментов интерьеров салона", - подчеркнул эксперт.

"Специалисты обнаружили и характерные повреждения от взрывной волны на пассажирских креслах и столиках самолета", - сказал Фетисов. По его словам, были сняты пробы и отправлены в Москву для исследования.

Он сообщил, что после этого были сняты пробы и с обломков самолета. При дополнительном анализе проб были получены данные, что "в самолете Ту-134 произошел взрыв и в составе взрывчатого вещества был гексоген", заявил Фетисов.

Представитель ФСБ сказал, что наличие следов гексогена на обломках обоих самолетов удалось определить только в Москве с применением сложного стационарного оборудования.

"Исследование смывов с обломков самолета Ту-154 проводилось около 10 часов. Экспертиза показала уровень наличия гексогена на обломках в количестве 10 в минус десятой степени грамма", - сказал генерал, отметив, что на месте катастрофы такую экспертизу провести нельзя.

Он пояснил, что гексоген обычно в чистом виде не применяется и является основной составляющей таких взрывчатых веществ как пластит и эластит.

Первые данные расследования: взрывы произошли у туалетов

Издание "Газета" утверждает, что ему удалось ознакомиться с предварительными выводами экспертов о причинах гибели авиалайнеров Ту-134 и Ту-154. Именно они легли в основу доклада полпреду президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимиру Яковлеву, который первым из официальных лиц заявил, что взрывы с большой вероятностью были терактами.

"Газета" утверждает, что за мгновение до катастроф тревожные кнопки успели нажать пилоты обоих самолетов. Причем, если с Ту-154, разбившегося в Ростовской области, был послан сигнал SOS, то экипаж Ту-134, упавшего в Тульской области, успел передать в эфир: "Нападение на самолет".

Взрывотехники нашли и следы взрывов. Вначале взрывотехников смутило то, что ни в пассажирских салонах, ни в носовых частях обоих самолетов не было обнаружено следов взрыва. Однако при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором вырван "с мясом". По мнению экспертов, это свидетельствует о небольшом локальном взрыве, в результате которого хвост оторвало, после чего самолет вошел в штопор, развалившись на части.

Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле. В обоих случаях - и в Тульской, и в Ростовской областях - картина схожая: по ходу движения самолета сначала лежит фюзеляж, затем - носовая часть с кабиной пилотов, а впереди - хвостовая часть судна. Если бы самолет распался в воздухе без взрыва, хвостовая часть, согласно законам аэродинамики, неминуемо оказалась бы сзади. Вперед ее могло выбросить лишь при взрыве.