Минэкономразвития России (МЭРТ) в четверг внесло в правительство проект закона "Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе министерства.
В настоящее время в российском законодательстве нет нормативного правового акта о механизме реализации права свободно искать и получать информацию о деятельности госорганов, говорится в материалах МЭРТ, размещенных на сайте министерства. Законопроект устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности.
Принцип открытости информации о деятельности госорганов означает презумпцию открытости информации, за исключением информации с ограниченным доступом, к которой относятся сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, и конфиденциальная информация.
На первый взгляд, как пишет в пятницу "Коммерсант", речь идет о тотальной открытости государства перед обществом, которая должна повлечь за собой качественное улучшение услуг. На самом деле новость только в том, что за информацию, полученную у чиновников, и гражданам, и юридическим лицам придется платить. Законопроект МЭРТа трактует термин "информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" максимально широко. К ней отнесены все "сведения о фактах, событиях, явлениях, процессах, происходящих в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и в их сферах ведения, а также сведения о руководителях и иных должностных лицах государственных органов и органов местного самоуправления. Источниками получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, соответственно, государственные и муниципальные информационные ресурсы".
В Минэкономразвития за кодификацию взаимоотношений государства и граждан взялись в рамках проводимой административной реформы после проведенного разграничения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Отсюда в названии и появилось упоминание об "органах местного самоуправления". Как выяснили в Минэкономразвития, в России законодательно оформленного порядка обмена информацией между гражданами и различными властными структурами не существует. Он регулируется разными законами и ведомственными актами. Общие правила были установлены еще постановлением Верховного Совета СССР в 1968 году, которое и сейчас в силе. Новое в законопроекте Минэкономразвития то, что теперь все органы власти получат право официально брать деньги за предоставляемую гражданам информацию. Казалось бы, она уже оплачена налогами, но не тут-то было: по законопроекту бесплатно можно получить только устную информацию. Можно ожидать, что устно чиновники станут объяснять только, куда надо идти, чтобы отдать деньги.
Любопытно, что в законопроекте на вопрос, сколько стоит информация, ответа нет. В статье 19 говорится, что методику "определения стоимости информационных услуг" для федеральных органов исполнительной власти определит правительство, а для органов местного самоуправления ее определят сами органы.
Так же обстоит дело с перечнем платных информационных услуг. Потребителю оставлено право "обжаловать размер платы за информационные услуги, предоставляемые государственными органами и органами местного самоуправления, в судебном или ином порядке". Понятно, что обращение в суд тоже небесплатно. Утешаться остается тем, что законопроект предлагает штрафовать чиновников, предоставляющих ложную информацию, на сумму от 20 до 30 МРОТ (2-3 тыс. руб.).
По законопроекту "в оплату информационных услуг, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления, входят расходы на тиражирование и доставку информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также затраты на поиск и создание информации по запросу пользователя". В общем, о ценах, официальных и неофициальных, пока можно только гадать.
При этом в Минэкономразвития считают, что новый закон должен объединить все действующие правила предоставления информации. В законопроекте на 32 страницах перечислены виды информации, к которым граждане всегда должны иметь свободный и бесплатный доступ (например, на интернет-сайтах соответствующих структур или ведомств). Самые ценные виды бесплатной информации - биографии руководителей и нормативные акты.