Военные и ученые ряда развитых стран мира уже приступили к активной разработке и созданию "информационного оружия", а также заявили о подготовке к ведению информационных войн
dw-world.de
Военные и ученые ряда развитых стран мира уже приступили к активной разработке и созданию "информационного оружия", а также заявили о подготовке к ведению информационных войн "Информационное оружие" сочетает невысокий уровень затрат и высокую эффективность применения. "Оно не уничтожает противника, для него не требуется создание сложных структур и при этом нет необходимости пересекать границы", - отметил генерал
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Военные и ученые ряда развитых стран мира уже приступили к активной разработке и созданию "информационного оружия", а также заявили о подготовке к ведению информационных войн
dw-world.de
 
 
 
"Информационное оружие" сочетает невысокий уровень затрат и высокую эффективность применения. "Оно не уничтожает противника, для него не требуется создание сложных структур и при этом нет необходимости пересекать границы", - отметил генерал
Архив NEWSru.ru
 
 
 
И это воздействие, по данным Бурутина, уже "ведется по линии разрушения духовных ценностей, путем воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание" населения России
RTV International

Военные и ученые ряда развитых стран мира уже приступили к активной разработке и созданию "информационного оружия", а также заявили о подготовке к ведению информационных войн. Уже создаются спецподразделения в вооруженных силах и других силовых структурах ряда государств. Исходя из этого, вооруженные силы России также начали разработку концептуальных решений, элементов и способов ведения информационных операций, сообщил сегодня первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал Александр Бурутин на заседании Национального форума информационной безопасности "Инфофорум", сообщает РИА "Новости".

Цели войны теперь достигаются не за счет силы, а "за счет технологического и информационного превосходства", было заявлено на "Инфофоруме", который проводится под патронажем правительства РФ и рассматривает ключевые проблемы безопасности страны. Среди его участников - руководители ФСБ, ФСО, Мининформсвязи, Росинформтехнологий, а также члены Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей.

"Информационное оружие" сочетает невысокий уровень затрат и высокую эффективность применения. "Оно не уничтожает противника, для него не требуется создание сложных структур и при этом нет необходимости пересекать границы", - отметил генерал. Наряду с воздействием на средства телекоммуникаций, одним из главных объектов воздействия информационного оружия "остаются люди, их мировоззрение". И это воздействие, по данным Бурутина, уже "ведется по линии разрушения духовных ценностей, путем воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание" населения России.

По словам военного, с помощью такого оружия рядом неправительственных организаций, поддерживаемых из-за рубежа, формируется негативный образ России, передает "Интерфакс". И Россия предпринимает действенные меры для противодействия информационному оружию, которое применяется извне.

- В России предложено создать Агентство положительного имиджа РФ
- Теория информационного оружия
- Подготовка ведущих стран к глобальной информационной войне
- Жертвы без жертв: страх терроризма как средство психологического воздействия
- Информация стала для жителей Земли воздухом
- США разрабатывают концепцию кибернетических войн
Россия и Китай разрабатывают электронное оружие

"Уже ряд стран взяли курс на ведение информационных войн. Объемы финансирования на эти цели свидетельствуют о том, что превосходство в информационной сфере рассматривается как один из основных способов достижения национальных стратегий этих стран в 21 веке", - сказал первый замначальника Генштаба ВС РФ.

Потребители информации, к которым относится все население развитых стран и большинство жителей стран развивающихся, исследуются, как под микроскопом, тщательно изучаются их привычки и желания, а затем населению внедряются необходимые установки, желания и знания. Немаловажную роль в этом играет и "организационное оружие", среди методов которого - поиск общего врага, принцип "разделяй и властвуй", контрпропаганда.

И российские силовые структуры стремятся сохранить информационную независимость.

Теория информационного оружия

Американский военный аналитик, полковник ВВС США Ричард Шафрански в своей статье "Теории информационного оружия" отмечает, что "цель информационной войны - так повлиять на поведение противника, чтобы он не знал, что на него воздействовали. Успешная информационная кампания ведет к решениям (и действиям) противника, которые противоречат его намерениям или мешают их выполнению. Цель информационных атак на оперативном уровне – создание таких помех, которые не позволяют противнику действовать скоординированно и эффективно. Гармонизация действий на обоих уровнях заставляет противника принимать решения, которые помогают нам достигать наших целей и мешают противнику добиваться выполнения своих".

"Информационная технология в наше время делает возможным "управление" при минимальном насилии и кровопролитии", - пишет Шафрански, отмечая, что если открытое вооруженное столкновение - это ряд смертоносных процессов, то "победа в информационной войне - это подчинение врага и абсолютная власть над ним".

Информационная война может проводиться как часть большего и более полного набора военных действий - сетевой войны или кибервойны - или выступать в качестве единственной формы ведения военных действий.

"Противник" - это любой, чьи действия противоречат целям лидера. Вне государства это может быть "образ врага" или "не мы". Внутри, врагом может быть предатель или путешественник, любой, кто противостоит или недостаточно поддерживает лидера, который управляет средствами информационной войны. Если члены группы не поддерживают цели лидера в ходе боевых действий, внутренняя информационная война (включая такие вещи, как пропаганда, ложь, террористические акты и слухи) могут быть использованы в попытке заставить их быть более лояльными к целям лидеров.

Стратегические информационные системы в высокотехнологичных государствах часто дублируются на оперативном уровне. Информационная война не должна откладываться до тех пор, пока враждебность не станет открытой, заключает Шафрански.

Подготовка ведущих стран к глобальной информационной войне

Пару лет назад Центральное разведывательное управление (ЦРУ) упоминало только Россию и Китай в качестве основных источников угрозы из киберпространства. Сегодня американские эксперты отмечают, что уже более 20 стран планируют и осуществляют различные виды информационных операций, направленных против Соединенных Штатов. ЦРУ отмечает, что ряд противостоящих США государств, включают информационную войну как часть их новых военных доктрин.

Рассекреченная оценка угрозы, проведенная Военно-морским флотом США, выделяет Россию, Китай, Индию и Кубу в качестве стран, которые открыто подтвердили политику подготовки к информационной войне и которые быстро развивают их способности в этом направлении. Северная Корея, Ливия, Иран, Ирак и Сирия, по сообщениям, имеют некоторую способность к движению в этом направлении, а Франция, Япония и Германия уже весьма активны в этой области.

Россия

До последнего времени в России практически не существовало ясной государственной позиции по этой проблеме, что, собственно, и привело к поражению в холодной войне, отмечает научный работник, журналист Сергей Гриняев. Только в сентябре 2000 года президентом РФ была подписана Доктрина информационной безопасности России. В отличие от подхода, обозначенного США, в российской Доктрине на первое место ставится обеспечение информационной безопасности индивидуального, группового и общественного сознания.

Для реализации основных положений Доктрины и обеспечения информационной безопасности России было создано Управление информационной безопасности в Совете безопасности РФ.

Сегодня в работах по разработке отечественного представления информационной войны занимаются Министерство обороны, ФАПСИ, ФСБ и знаменитое Управление "Р" МВД, которое проводит расследования преступлений в высокотехнологической сфере информационных технологий.

США

Деятельность американской администрации в области защиты критической инфраструктуры берет свое начало с формирования Президентской комиссии по защите критической инфраструктуры в 1996 году.

На исполнение указаний президента, обозначенных в этом направлении, был разработан Национальный план защиты информационных систем США, подписанный президентом 7 января, 2000 года. На реализацию этого плана было затребовано 2,03 миллиарда долларов из федерального бюджета.

С целью улучшения способности активно защищать информационные системы и компьютеры была создана Объединенная оперативная группа по защите компьютерной сети Министерства обороны, а главнокомандующий космического командования принял полную ответственность за защиту сетей ЭВМ министерства c 1 октября 1999 года.

С 2000 года Министерством обороны начата работа с союзниками по вопросу обеспечения информационной безопасности: Канада имеет официального представителя, работающего в США, развивается система разделения информации между Министерствами обороны в соответствии с основными положениями Меморандума о понимании и Концепции действий подписанными с канадской стороной.

Тем не менее, отмечает эксперт, информация, доступная по каналам интернета, позволяет сделать вывод о том, что уровень информационной безопасности систем Минобороны США, несмотря на реализованные мероприятия, увеличился незначительно. Атаки китайских хакеров на системы Минобороны оказались достаточно эффективными.

Китайская народная республика

Китай уже давно включил термин "информационная война" в лексикон своих военных специалистов. Сегодня он неуклонно движется к формированию единой доктрины информационной войны. Фактически, если революция в военном деле определяется как существенное изменение в технологии, дающее преимущество в военном обучении, организации, стратегии и тактике военных действий, то, возможно Китай из всех стран сегодня испытывает истинную революцию в киберпространстве.

Китайская концепция информационной войны включает уникальные китайские представления о войне вообще, основанные на современной концепции "народной войны", 36 стратегем великого Сун Цзы, а также местных представлениях о том, как воевать на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Многое из его подхода имеет отношение к акценту на обмане, войне знаний и поиске асимметричных преимуществ над противником.

Информационная война определена как "переход от механизированной войны индустриального возраста к войне решений и стиля управления, войне за знания и войне интеллекта".

Китай развивает концепцию Сетевых сил (воинские подразделения численностью до батальона), которые состояли бы из высококлассных компьютерных экспертов, обученных в множестве государственных университетов, академий и учебных центров. Основной акцент делается на привлечение активной молодежи.

Великобритания

Британское представление об информационной войне схоже с американским. Это определение информационной войны как действий, воздействующих на информационные системы противника, при одновременной защите собственных систем.

Кроме того, Великобритания использует юридическую структуру, основанную на существующих законах, которая в значительной степени может применяться к действиям в киберпространстве - Regulation of Investigatory Powers Act (RIP), принятый в 2000 году.

Он предлагает, что нападения на информационные системы может рассматриваться как обычное уголовное преступление со всеми вытекающими последствиями. Данный акт позволяет британскому правительству перехватывать и читать электронную почту, а также требовать расшифровки личных файлов по требованию государственных чиновников.

Франция

Французы рассматривают концепцию информационной войны, состоящей из двух главных элементов: военной и экономической (или гражданской). Военная концепция предполагает несколько ограниченную роль информационных операций и направлена на миротворческие цели. В этом контексте, союзники не рассматриваются противниками.

Напротив, экономическая или гражданская концепция включает более широкий диапазон потенциального применения информационных операций. В этом случае французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту позволяет быть и союзником и противником одновременно. Французы даже имеют экономическую школу для информационной войны.

Франция активно формирует структуры по контролю ее граждан в киберпространстве. Есть информация о том, что французы создали собственную версию системы "Эшелон" (по сообщениям американской прессы система направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций). Frenchelon, так некоторые назвали эту систему, по сообщениям, используется для контроля и анализа французских коммуникаций особенно в районе Парижа.

Информация стала для жителей Земли воздухом

Информация пронизывает все сферы современной жизни и для молодой части населения Земли уже есть единственная реальность и коммуникация с миром: интернет, ТВ и печать - все что нужно, чтобы чувствовать себя обладателем информации, а значит, иметь власть.

Сфера применения информационного оружия настолько широка, что лишь им одним можно выигрывать и проигрывать войны. Методы применения информационного оружия хорошо зарекомендовали себя и во время цветных революций в Грузии и Украине.

Информационное "оружие" называли оружием будущего и нынешний американский президент Джордж Буш, и бывший президент Билл Клинтон, его давно применяют на практике Пентагон и ЦРУ. Главный поражающий фактор информационного "оружия" - манипуляция сознанием.

Огромную роль в глобализации информационных войн играет интернет. С ростом его популярности некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Это - наркотизирующий воображаемый мир, и мышление погруженного в него человека становится аутистическим. Вследствие чего и происходит манипуляция.

Отметим, что власти России неоднократно пытались контролировать интернет. При Владимире Путине этот вопрос остро не стоял. Сам Путин не особо пользуется интернетом и, по информации директора Института национальной стратегии Станислава Белковского, "воспринимает его как маргинальное явление, неспособное существенно влиять на умы людей". Между тем будущий президент России Дмитрий Медведев - активный пользователь интернета, который читает про себя в интернете и знает, что это - мощное информационное оружие.

Информационное пространство фактически стало театром военных действий, где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество. Средствами реализации программно-технических методов являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также специальные средства проникновения в информационные сети.

Жертвы без жертв: страх терроризма как средство психологического воздействия

Для России сегодня актуальным стал давно разработанный на Западе страх терроризма как эффективное средство манипуляции сознанием. Политические силы, борющиеся с государством или, напротив, с его противниками, стали использовать террор в "войне всех против всех", запугивая население, отмечает с воем исследовании историк, философ и политолог Сергей Кара-Мурза.

Главной целью подобного метода является не убийство конкретных личностей, а воздействие на чувства широкого круга людей. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является "угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы".

Деморализованные и запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Иногда самый большой выигрыш от этого получают политики, которые пользуются страхом населения перед терактом.

Как отмечает Кара-Мурза, терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм немыслим без СМИ, которые внедряют страх перед ним в каждый дом.