"Ведомости": На футболе в России можно зарабатывать
Архив NEWSru.ru
"Ведомости": На футболе в России можно зарабатывать
 
 
 
"Ведомости": На футболе в России можно зарабатывать
Архив NEWSru.ru

Московский ЦСКА первым из футбольных клубов страны раскрыл бюджет: в 2007 г. он рассчитывает получить $49,9 млн, а потратить $51,4 млн. Как пишет газета "Ведомости", ссылаясь на прогнозы экспертов, через несколько лет на самоокупаемость выйдут и другие российские клубы.

Телетрансляции и коммерческие права в различных турнирах принесут ЦСКА $18,6 млн, спонсорство и реклама - $17,4 млн, трансферы - $8,2 млн, коммерческая деятельность (продажа билетов, атрибутики, сувениров) - $5,7 млн. Дефицит бюджета покрыли акционеры, которые выделили ЦСКА $1,49 млн, т. е. всего 2,9% расходов.

$51 млн - не рекорд даже для российских клубов. Бюджет "Зенита" на этот год превышает $70 млн, "Локомотива" - 60, а "Спартака" - 50. Но по заработкам ЦСКА в России вне конкуренции. "Зенит" зарабатывает на продаже билетов, телевизионных прав, части спонсорских контрактов и трансферах до 20% бюджета, остальное дают акционеры - "Газпром" и его "дочки". "Локомотив" - около 16% , а "Спартак" зарабатывает половину своего бюджета. При этом в межсезонье "Зенит" потратил на новых игроков до $40 млн, "Локомотив" - $15 млн, а "Спартак" - не больше $10 млн (ЦСКА запланировал $11 млн).

Иностранные гранды тратят гораздо больше, причем, как правило, зарабатывают сами. Согласно исследованию, за сезон 2005-2006 гг. больше всех заработали "Реал" ($398 млн), "Барселона" ($353 млн) и "Ювентус" ($342 млн). Лидеры чемпионатов Голландии и Португалии тратят примерно столько же, сколько лидеры российского футбола: 50-60 млн евро. Но, отмечает эксперт, эти клубы окупают свою деятельность.

"Мы стараемся рассматривать спорт как бизнес, - объясняет финансовые успехи клуба президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер. - Поэтому не покупаем раскрученных звезд, а стараемся повысить стоимость наших футболистов. Ищем рыночных спонсоров, которым выгодно спонсировать ЦСКА".

Эксперты считают, что в ближайшие годы на самоокупаемость могут выйти другие российские клубы. Телеканалы и рыночные спонсоры приносят им уже до $75 млн в год и за три года эта сумма вырастет в два раза. Кроме того, ведущие российские клубы будут продавать больше игроков на Запад; за игрока уровня лидера "Зенита" Андрея Аршавина можно выручить от $10 млн. Ведущие российские клубы также строят новые стадионы - после их открытия доходы от продажи билетов могут вырасти в несколько раз.

Кроме ЦСКА ближе всего к "работе в ноль" "Спартак", который в этом году почти не покупал раскрученных звезд, и "Динамо", которое строит в Петровском парке многофункциональный комплекс площадью 450 000 кв. м. А вот "Зениту" и "Локомотиву" нужно вести более взвешенную трансферную политику, если эти клубы хотят стать привлекательными бизнес-проектами, считают эксперты.