Расширение ЕС было своеобразным элитарным проектом, не знающим границ, но пришел конец существовавшей на протяжении десятилетия парадигме "Каждый, кто хочет, может прийти"
Архив NEWSru.ru
Расширение ЕС было своеобразным элитарным проектом, не знающим границ, но пришел конец существовавшей на протяжении десятилетия парадигме "Каждый, кто хочет, может прийти"
 
 
 
Расширение ЕС было своеобразным элитарным проектом, не знающим границ, но пришел конец существовавшей на протяжении десятилетия парадигме "Каждый, кто хочет, может прийти"
Архив NEWSru.ru

Расширение ЕС было своеобразным элитарным проектом, не знающим границ, но пришел конец существовавшей на протяжении десятилетия парадигме "Каждый, кто хочет, может прийти". Особенно очевидно это на примере Болгарии и Румынии. Вступление Румынии и Болгарии в ЕС должно стать заключительным этапом политики расширения, которая практиковалась до сих пор. Эта политика отзывалась на спрос, и не было ни особой концепции, ни особых обсуждений.

Во вторник на условиях анонимности представитель Совета ЕС заявил, что Евросоюз готов принять Болгарию и Румынию с 1 января 2007 года при выполнении этими странами ряда условий. На сессии Европарламента в Страсбурге ожидается обнародование доклада Еврокомиссии о степени готовности Румынии и Болгарии войти в сообщество. По предварительной информации, согласно этому докладу, Румыния и Болгария имеют высокие шансы присоединиться к ЕС 1 января 2007 года, сообщает ИТАР-ТАСС.

Для этого Болгарии необходимо принять "срочные меры" по шести различным направлениям, в первую очередь, в сфере борьбы с коррупцией, оргпреступностью, отмыванием денег. Для Румынии выделены четыре "проблемных области", в числе которых борьба с коррупцией и улучшение распределения средств из аграрных фондов ЕС. Итоговое решение о приеме в ЕС Болгарии и Румынии в этом случае будет вынесено осенью в очередном отчете Еврокомиссии.

- Румыния и Болгария станут первыми членами "ЕС light"
- ЕС необходима основательная передышка в марафоне по расширению
- Распад или единство ЕС - четыре сценария будущего Европы
- ЕС: правила для поступающих

По оценке европейских экспертов, эти две страны-кандидата будут приняты с вероятностью в 90 процентов. Скорее всего, даже если они не смогут выполнить отдельные требования Евросоюза, к ним будет применена процедура вступления в ЕС с ограничением на несколько лет на участие в ряде общеевропейских программ. В противном случае вступление двух стран может быть отложено до 1 января 2008 года.

Сразу после обнародования этого доклада председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и еврокомиссар по расширению Олли Рен направятся с двухдневным визитом в Софию и Бухарест, чтобы лично проинформировать руководство этих стран о содержании доклада.

Соглашение о вступлении в Евросоюз Болгария и Румыния подписали в апреле 2005 года. Этому предшествовал длительный период "ассоциации и стабилизации" - подготовительный этап расширенного сотрудничества с Евросоюзом стран-кандидатов на вступление.

Несмотря на то, что обе страны еще не созрели для вступления в ЕС из-за грубейших нарушений государственно-правовых норм, им было обещано членство еще год назад. Перспектива возможного членства снизила стремление политиков к реформированию, особенно в Болгарии. Вопрос, в каком году они вступят в ЕС, в 2007-м или 2008-м, вообще выглядит фарсом, пишет Die Welt. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Последние попытки ЕС к расширению привели к тому, что Евросоюз утратил былое уважение и доверие. Если элита ЕС стремится к тому, чтобы возродить в европейском проекте недостающую "веру в легитимность" (Макс Вебер), она должна впервые за всю историю существования начать открытую дискуссию о своих границах.

Где проходят границы ЕС? Есть ли в Европе жизнь за пределами Евросоюза? Существует ли альтернатива расширению? Четкие ответы на все эти вопросы намного важнее бесчувственной Европейской конституции или либерального внутреннего рынка, замечает немецкая газета.

Проводимая до настоящего момента политика по расширению в целом оказалась успешной. Она стимулировала трансформацию в молодых южно- и восточноевропейских демократических странах, она сделала границы старых членов ЕС более прочными и экспортировала стабильность; она сделала возможным рост общеэкономических благ на базе единого рынка, эффективного разделения труда и снижения затрат на сделки.

Но, с другой стороны, расширение не способствовало, по большому счету, укреплению интеграции ЕС, неэффективные политические структуры и устаревшие системы распределения аграрного и структурного фондов так и остались незатронутыми даже после массового вступления центрально- и восточноевропейских государств. Финансовые отчисления для уравновешивания различий в доходах и развитии внутри нового сообщества вынуждены взвалить на свои плечи налогоплательщики более старых членов ЕС. Чувство единения со временем стало слабеть, а не крепчать.

Кто дискутирует на тему поглощения и границ ЕС, должен не забывать об этом чувстве единения. ЕС - это не союз по принуждению, а единство ценностей, которое базируется на незыблемых принципах и исторической идентичности всех членов. Общая политическая культура Запада должна стать решающим критерием для условий принятия в Союз и границ ЕС. Это значит, что на сегодняшний день государства на западе Балкан относятся к ЕС точно так же, как Польша или Венгрия, но не Турция. Второй, но не менее важный критерий, - это Евроконституция.

ЕС необходима основательная передышка в марафоне по расширению

Итак, границы ЕС жестко не закреплены в географическом ареале от Атлантического океана до Урала, они динамичны и изменяются в зависимости от политического процесса. Никто не должен однозначно исключать того, что на сегодняшний день кажется невозможным: Россия или Марокко смогли бы через 50 лет стать членами ЕС, если соблюдение демократических принципов, гражданских свобод, государственно-правовых норм, а также свободная рыночная экономика станут в этих странах обыденностью. Кроме этого, отношения этих стран с ЕС должны приобрести стабильность, а Евросоюз, со своей стороны, должен быть в состоянии принять новых членов.

На сегодняшний день ЕС необходима основательная передышка в марафоне по расширению. Одновременно с этим ЕС должен разработать такую политику, которая способствовала бы трансформации бывших республик Советского Союза, а также государств Средиземноморья. Только в этом случае оттуда будет исходить безопасность, и их вхождение в ЕС может не понадобиться.

Посему ЕС должен улучшить и интенсифицировать свою политику соседства, которая ориентирует технократические "планы действия" на те государства, которые и не должны вступать в ЕС. Обширные соглашения об ассоциированном членстве, имеющие политическое, экономическое измерение, а также размерность политической безопасности, должны закладывать основы для "устойчивого партнерства" (Барбара Липперт), участия, пусть без возможности влиять на принятие решений, которое гарантирует, что к ЕС не будут предъявляться чрезмерные требования. Турция тоже должна стать адресатом этой новой стратегии.

Новая политика по отношению к соседним государствам для Европы гораздо важнее вопроса о конституции. Однако канцлер ФРГ Ангела Меркель планирует сделать вопрос о конституции центральной темой во время председательствования Германии в ЕС в будущем году, напоминает издание.