Иностранная пресса в четверг рассуждает об отношении к израильскому визиту президента Путина выходцев из бывшего СССР, в большом количестве проживающих в Израиле. Как пишет израильская Ha'aretz, русскоязычная община холодно, фактически враждебно отнеслась к визиту Путина в Израиль. Это стало лишь подтверждением серьезного разлада, наступившего в отношениях русскоязычной общины с президентом Путиным и с Россией в целом (перевод на сайте Inopressa.ru).
До недавнего времени в среде русскоязычной общины, где преобладают правые взгляды, Путин пользовался популярностью. Многих восхищала его решительность и агрессивность в борьбе с терроризмом, что является одним из самых больных вопросов в Израиле. Среди русскоязычных израильтян ходила даже такая шутка, что если бы Путин участвовал в выборах в Израиле, он бы одержал полную победу.
Теперь же все изменилось. При обсуждении визита Путина на русскоязычных сайтах и форумах в характеристиках российского лидера замелькали негативные эпитеты, например "фараон". Русскоязычные средства массовой информации в Израиле заполнены статьями и комментариями, в которых сквозит враждебное отношение. В статьях и интервью на Путина возлагают вину за волну антисемитизма в России. И хотя никто не говорит, что сам Путин является антисемитом, в ход идет аргумент, что в такой стране, как Россия, где мало что происходит спонтанно, подобная волна атак не может начаться без отмашки властей предержащих. Не добавили Путину популярности и сообщения, что он намерен потребовать выдачи главных еврейских олигархов. Возможно, русскоязычная община и не питает большой любви к олигархам, но опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство населения в Израиле настроено против их экстрадиции.
- "Невзлин в обмен на оружие" или что мешает экстрадиции
Последние сообщения о поставках урана в Иран и о продаже Сирии переносных зенитно-ракетных комплексов только усилили критику. Последнее в среде русскоговорящих вызвало настолько сильное отторжение, что группа эмигрантов написала в Кремль письмо, в котором обращала внимание президента на то, что, поставляя ПЗРК Сирии, он создает угрозу жизни 20 тысяч своих граждан, которые проживают в Израиле и имеют двойное российско-израильское гражданство.
Еще одним знаком охлаждения отношений стал отказ бывшего советского диссидента, а ныне министра по делам диаспоры и Иерусалима Натана Щаранского прийти на прием, который в четверг устраивает для Путина президент Моше Кацав. Официальное объяснение такое: Щаранский отправляется в поселения в секторе Газа, чтобы провести "уик-энд солидарности" с поселенцами. Как отмечает Ha'aretz, при других обстоятельствах Щаранский мог бы отложить это мероприятие, а сами помощники Щаранского в приватной беседе признают, что за отказом стоит критическое отношение министра к Путину.
Произошедшие в среде русскоговорящих эмигрантов резкие перемены в восприятии личности Путина коснулись и самой России. Россия постперестроечной эпохи была источником гордости для многих из тех, кто приехал оттуда, и часто - источником заработка для тех, кому было трудно заработать на жизнь и добиться положения в обществе в Израиле.
Теперь отношение к России становится все более сложным. Сегодня в русскоязычных СМИ Израиля для характеристики происходящего в России иногда используется словосочетание "насильник-импотент". Это ухудшение имиджа России в израильском обществе, произошедшее после отката назад в прошлое от демократизации и национальной терпимости к антисемитским инцидентам, стало главной причиной смены отношения к России в среде русскоязычных репатриантов, заключает газета.
Германская Frankfurter Rundschau пишет, что эмигранты из России с большим интересом наблюдают за тем, чего же, собственно, хочет российский президент от Израиля. Из-за продажи российского вооружения Сирии и поддержки Москвой строительства атомной электростанции на территории Ирана, злейшего врага Израиля, визит Путина может пройти не слишком гладко. И среди русскоязычных израильтян чувства к России противоречивы. Их волнуют новые антисемитские веяния в России, что определяет скорее критический взгляд на Кремль и его хозяина (перевод на сайте Inopressa.ru). Многие российские репатрианты воспринимают суд над владельцем ЮКОСа Михаилом Ходорковским как открытую атаку на еврейских бизнесменов. Некоторые из попавших в опалу при Путине олигархов уже несколько лет как нашли себе новый дом в Израиле и избежали тем самым преследования со стороны Кремля. Некоторые в Израиле предполагают, что Путин хочет позвать евреев обратно в Россию.
Немецкоязычная Berlin Online отмечает, что бежавшие из России в Израиль евреи скептически смотрят на визит Путина. За прошедшие 15 лет из республик бывшего СССР в Израиль эмигрировало более одного миллиона русскоговорящих евреев. Они открывают фирмы, издают газеты и имеют собственный телеканал. Русская диаспора в Израиле хранит язык и традиции и поддерживает контакты с родственниками и друзьями в России и бывшем СССР. Однако к российскому государству эмигранты повернулись спиной, во многом из-за антисемитизма (перевод на сайте Inopressa.ru). Национальность "еврей" налагала на них бесчисленные ограничения. До сих пор многие россияне не скрывают своего враждебного отношения к евреям. Открытые антисемитские высказывания в российском парламенте также не редкость.
После распада СССР российско-израильские отношения можно назвать дружественно-сложными. Разногласия, которые Владимиру Путину предстоит сгладить с Ариэлем Шароном во время визита в Израиль, в большинстве своем являются старым грузом советских времен. Москва поддерживала самые тесные контакты с арабскими противниками Израиля, снабжала палестинцев оружием и после шестидневной войны в 1967 году прервала дипломатические отношения с Иерусалимом. Лишь в 1991 году страны возобновили контакты.
Однако недоверие, с которым Израиль следит за отношениями России с Сирией, Ираном и Ираком, осталось. Израиль до сих пор подозрительно относится к ядерному сотрудничеству России и Ирана, продажам российского оружия Сирии и позиции Москвы по войне в Ираке.
В течение пяти лет своего пребывания у власти Владимир Путин все же пытался улучшить отношения с Израилем. Возможно, одной из причин этих усилий является конфликт в Чечне. В то время как США и большинство западноевропейских стран критикуют действия российских военных в Чечне, Иерусалим по этому поводу молчит. Более того, резкий отказ Путина вести переговоры с чеченцами был благосклонно встречен израильскими политиками.
Однако до посредника Путин пока не дорос, заключает издание. Его предложение созвать осенью мирную конференцию в Москве наталкивается на отказ. В канцелярии Ариэля Шарона сообщили, что Израиль принципиально против международного вмешательства в конфликт с палестинцами и допускает лишь посредничество со стороны США.
Протест узников Сиона против визита Путина
В среду бывшие узники Сиона, российские евреи, попадавшие в тюрьмы за поддержку иммиграции в Израиль из СССР, подвергли критике российского президента Владимира Путина. Они протестуют против поставки Россией ракет Сирии и стремления российского президента сыграть роль крупного игрока на Ближнем Востоке. Как сообщает The Jerusalem Post, в четверг узники Сиона намерены провести демонстрацию в Иерусалиме (перевод на сайте Inopressa.ru).
"Визит президента Путина опасен для Израиля", - считает Иосиф Менделевич, отсидевший в советской тюрьме более десятилетия. Он заявил, что Россия должна заплатить за кровь предыдущих 50 лет, в течение которых СССР поддерживал и вооружал арабский терроризм против Израиля.
Яаков Суфленский, еще один бывший узник Сиона, указал, что Путин якобы поддерживает Израиль, в то же время помогая Сирии и Ирану. "Я ему не верю, и мы собираемся организовать демонстрацию, на которой заявим, что Путин не друг Израилю", - сказал он. Оба они, однако, признают, что Израиль не может себе позволить отказать в визите такой влиятельной мировой фигуре, и поэтому просто призывают к осторожности.
Бывшие россияне не получают пенсии
В преддверии визита российского президента депутат кнессета от партии "Яад" Роман Бронфман отправил письмо израильскому руководству, в котором призвал озвучить проблемы русскоговорящей общины Израиля во время встречи с Путиным. Самый важный вопрос касается пенсий, которые должно и не выплачивает российское правительство. Те, кто вынужден выбирать или отказываться от своего российского гражданства при переезде в Израиль - а это почти 90% населения - своих пенсий не получают.
"На выплату пенсий не должно влиять место жительства или гражданство", - сказал Бронфман, по словам которого, разрешение этой проблемы - это главное, чего "русская" община Израиля ждет от визита Путина. Однако в среду Бронфман заявил, что израильское руководство отказалось от обсуждения с Путиным вопросов, важных для иммигрантов из России. По словам депутата, Израиль несет моральную ответственность за соблюдение всех прав российских иммигрантов.
В среду же Бронфман планирует вручить отдельное письмо президенту Путину и попросить рассмотреть вопрос о пенсиях. В письме Бронфман напоминает о необходимости соблюдения Европейской конвенции по правам человека, к которой Россия присоединилась в 1998 году. В ней, в частности, говорится, что человек не должен лишаться права на получение пенсии из-за смены гражданства или местожительства.
"Невзлин в обмен на оружие" или что мешает экстрадиции
В редакционной статье израильская газета Ha'aretz комментирует ситуацию с экстрадицией российских олигархов. В России так же, как в Израиле, полагают, что вопрос об экстрадиции Невзлина в Россию будет подниматься на встрече Путина и Ариэля Шарона, поскольку Генеральный прокурор России Устинов сопровождает Путина во время визита. В русской прессе в Израиле, как и в России, тема обозначена: "Невзлин в обмен на оружие". Это намек на бизнес-сделку, которую Путин якобы намерен осуществить с Израилем: Россия согласится уменьшить продажу ракет в обмен на Невзлина, пишет Ha'aretz.
В интервью газете эту ситуацию комментирует бывший руководитель международного отдела госпрокуратуры Израиля Ирит Каан.
Вопрос о выдаче лиц, запрашиваемых российской Генпрокуратурой, не прозвучит, считает она. В связи с этим непонятно, почему в прессе появились сообщения о том, что Путин может просить о выдаче еврейских бизнесменов из Израиля. Решение об экстрадиции в страну, требующую выдачи, находится в ведении суда, который тщательно проверяет, соответствуют ли условия выдачи закону об экстрадиции.
Экстрадиция в демократическом государстве не производится по просьбе главы другого государства. Следует помнить, что передача человека для участия в судебном процессе другого государства, производимая против его воли, или передача для отбывания наказания по приговору требующего экстрадиции государства, из которого он бежал, - очень сложное решение, говорит Ирит Каан.
Государство Израиль принимает подобное решение только после того, как судебные органы подтверждают, что есть веские доказательства совершения инкриминируемого преступления. После принятия окончательного решения судом для осуществления выдачи требуется подтверждение министра юстиции. Министр юстиции также возлагает на юридического советника правительства обязанность передать запрос об экстрадиции на рассмотрение суда.
Причина, по которой процесс экстрадиции начинается и заканчивается решением министра юстиции, кроется в проблематике межгосударственных отношений, в связи с чем необходимо принимать во внимание некоторые дополнительные аспекты. Вместе с тем полномочия министра юстиции серьезно ограничены Верховным судом (дело "Некеш"), и при решении суда о необходимости экстрадиции министр может отказать в выдаче только в исключительных случаях, например, в случае тяжелой болезни запрашиваемого.
Израиль и Россия подписали Европейскую конвенцию об экстрадиции, и таким образом закон, позволяющий выдавать только в страны, с которыми есть договор о выдаче, соблюдается. Россия присоединилась к этой конвенции недавно, однако Израиль уже передал ей троих запрашиваемых. Условием экстрадиции было отбывание наказания в Израиле, что предусматривается законом в определённых условиях. В случае Владимира Гусинского Израиль отказал в его экстрадиции в Россию, поскольку требование закона о наличии веских доказательств не было соблюдено.
Абсолютно очевидно, что основные полномочия в вопросе об экстрадиции не находятся в руках исполнительной власти. Официальным представителям, встречающимся с президентом Путиным, следует это помнить, отмечает Ирит Каан.